Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Краснодарская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 15980 раз)

Дунаев

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
ОБД «Мемориал»
= = = = = = = =

Информация из донесения о безвозвратных потерях
ID 52728316

Фамилия Лошаков
Имя Николай
Отчество Кузьмич
Дата рождения/Возраст __.__.1923
Место рождения Краснодарский край, Тимашевский р-н, с. Малинино
Дата и место призыва 05.05.1941, добровольно вструпил в Краснодарскую военную школу пилотов
Последнее место службы 275 иад
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 27.05.1943
Место выбытия Ленинградская обл., Мгинский р-н, Синявинский с/с, р.п. Синявино, в районе
Название источника донесения ЦАМО

https://obd-memorial.ru/html/images3?id=52708368&id1=f7132a621d2b098d08bc1d294f778ee0&path=Z/002/058-0018001-0152/00000292.jpg



« Последнее редактирование: 02 Февраль 2019, 05:29:03 от Дунаев »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
ОБД «Мемориал»
= = = = = = = =
Информация из донесения о безвозвратных потерях
ID 52728316
Фамилия Лошаков
Имя Николай
Отчество Кузьмич
Дата рождения/Возраст __.__.1923
Место рождения Краснодарский край, Тимашевский р-н, с. Малинино
Дата и место призыва 05.05.1941, добровольно вструпил в Краснодарскую военную школу пилотов
Последнее место службы 275 иад
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 27.05.1943
Место выбытия Ленинградская обл., Мгинский р-н, Синявинский с/с, р.п. Синявино, в районе

Как уже сообщалось ранее, Лошаков Николай Кузьмич не погиб, а попал в плен.
Из плена бежал на вражеском самолете.
С ним улетел еще один в/пленный (по другим сведениям - два).
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Попался вот такой документ о награждении Душутина Н.И. медалью "За оборону Кавказа", где он назван командиром 9 ИАД!?
Что это - ошибка писаря или...?
Какие могут быть соображения на этот счет?
https://cdn.pamyat-naroda.ru/images2/Bn/TV/011/033-0044677-0668+032-0490/00000460.JPG



« Последнее редактирование: 29 Декабрь 2019, 13:45:47 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Приказом НКО СССР № 235 от 31.10. 1938г. были учреждены новые знаки для выпускников военных авиационных учебных заведений. Для лётчиков и пилотов это был голубой ромб с перекрещенными мечами, звездой и накладным самолетом (насколько мне известно, пилотам, окончившим ВАШППО не выдавались). Знак летчиков военных авиационных училищ ВВС РККА отличался от знака пилотов военных авиационных школ ВВС РККА крыльями другого вида и смещенной к верхнему углу ромба звездой. Знак изготавливался из бронзы (латуни?), самолет с покрытием серебром (для отличников - золочение), крепление - винт и гайка.
До 1951 г. авиа-нагрудные знаки продолжали выдаваться. Официально отмена Приказа НКО№235 1938 г. произошла только в 1957г.

Знак пилота военных авиационных школ ВВС РККА образца 1938 года.



Фотографии 1949 года.


https://forums-su.com/viewtopic.php?t=655456
« Последнее редактирование: 04 Январь 2020, 17:22:21 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
За 1944 год (по состоянию на 1.12.1944 г.) из школы отчислено 69 курсантов.
Причины:
1   - летная неуспеваемость
1   - летная недисциплинированность
2   - боязнь летать
11 - медицинское несоответствие
5   - исключительная недисциплинированность
6   - воровство
18 - самовольные отлучки
4   - преступное нарушение уставов КА
14 - по суду
5   - за смертью
2   - дезертирство

На 1.12.1944 г. в школе числится 903 курсанта, из них - 113 югославов.
Записан

bobocom

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 341
Егор-72 Вам что-либо известно о подполковнике Соколове который был начальником штаба при расформировании школы в 1945году?
С уважением Алексей
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Егор-72 Вам что-либо известно о подполковнике Соколове который был начальником штаба при расформировании школы в 1945году?
С уважением Алексей
Увы, Алексей, это вся информация о нем...
Записан

bobocom

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 341
Ни на каких  документах  он не отметился?,хотя бы одни инициалы. По моим расчетам он там работал до  апреля 1942г и с лета 1944 до расформирования  в 1945г
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Что известно о НШ Краснодарской ВАШП.
Формирование школы возглавляли:
Начальник Школы - полковник Душутин Н.И.
Зам. Нач. Школы по п/части - батальонный комиссар Забрусский М.А.
Начальник штаба Школы - майор Петухов В.У. Предположительно до 23.11.1941 г. После этой даты он - НШ Ворошиловградской ВАШП, подполковник (Василий Устинович).

С 1942 года в должности НШ Школы майор Тер-Степанов Борис Александрович 1903г.р.
В Школе с момента основания. До июля 1942 года занимал должность начальника ОУЛП (отдела учебно-летной подготовки).
В должности НШ, по крайней мере, до 25.03.1944 года (это видно из наградного листа).
http://podvignaroda.ru/?#id=49497800&tab=navDetailDocument
Предположительно, ушел на повышение - т.к. 13.08.1945 г. награжден медалью "За победу над Германией" уже как подполковник,
зам. начальника I отдела УВУЗ ВВС КА.

Выводы инспекторской проверки Краснодарской ВАШП (проходила с 7-го по 12-е апреля 1945 года):
II. УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ
Школа имеет большой некомплект инструкторского состава.
Общий некомплект офицерского состава выражается в следующем виде:
1. Начальник штаба Школы - 1
....
8. Летчиков-инструкторов   - 39
....
    Всего                              - 61 человек.
На момент проверки Врид НШ Школы - гв. майор Тимоненков.

Расформирование Школы проводили:
Начальник Школы - полковник Душутин Н.И.
Начальник штаба Школы - подполковник Соколов Н.А.
« Последнее редактирование: 03 Март 2020, 19:42:31 от Егор72 »
Записан

bobocom

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 341
Егор,спасибо!Значит мой расчет был неверен.Бум искать.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
В РГБ попался интересный сборник "Наши летчики и наши самолеты" 1931 года!
А в нем статья "Как поступить в авиашколу" - о предшественниках наших училищ.
Что интересно - четко видна грань между понятиями летчик и пилот (в тогдашней терминологии).











« Последнее редактирование: 04 Апрель 2020, 19:24:50 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Правнучка Николая Ивановича Душутина, которую зовут Катя, прислала вот такой документ из домашнего архива: письмо выпускников КВАШП своему командиру!





Полевая почта 42176 - это 845-й истребительный авиационный Рижский Краснознамённый полк (845-й иап). На момент отправки письма принимал участие в Восточно-Померанской операции.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Сыновья Николая Ивановича Душутина пошли по стопам отца.
Старший - Душутин Николай Николаевич
лейтенант, пилот 234 иап
Дата рождения __.__.1919
Последнее место службы 234 иап
Дата выбытия 10.03.1943
Причина выбытия пропал без вести
https://cdn.pamyat-naroda.ru/images3/Memorial/Z/011/033-0011458-0053/00000206.jpg
https://cdn.pamyat-naroda.ru/images3/Memorial/Z/011/033-0011458-0053/00000211.jpg
На тот момент 105-я истребительная авиационная дивизия, куда входил 234 иап,
выполняла задачу по прикрытию войск и объектов тыла в районе Батайска
К сожалению ЖБД полка найти не удалось...
ЖБД 105 иад за 10 марта 1943 года 
https://cdn.pamyat-naroda.ru/images/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_020_%D0%9A%D0%9F097%D0%A0-1%D0%A14_%D0%B6%D0%B1%D0%B4/20156-0000001-0010/00000021.jpg

Младший - Душутин Владимир Николаевич,
1925 года рождения, курсант Краснодарской ВАШП.
Подробности военной судьбы пока неизвестны.
Владимир Николаевич у портрета отца.

После войны жил и работал в Воронеже.
Основная профессиональная деятельность – преподаватель Воронежского авиационного техникума.
А еще он занимался краеведением, изучал историю родного города.
"Одним из воронежских краеведов, посмевших оспорить официальную версию истории Воронежа, был Владимир Николаевич Душутин-Келлер. Это был человек непростой и удивительный. Так отзываются о нём все, кто знал его лично."
Подробней здесь: https://www.proza.ru/2016/09/05/1018
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
По состоянию на 31.12.1944 года курсантов в школе - 862 человека.
Из них:
- 662 человека в учебных авиаэскадрильях
- 200 человек в запасном учебном батальоне.
Записан

Marat13

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 284
В РГБ попался интересный сборник "Наши летчики и наши самолеты" 1931 года!
А в нем статья "Как поступить в авиашколу" - о предшественниках наших училищ.
Что интересно - четко видна грань между понятиями летчик и пилот (в тогдашней терминологии).













https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008533365/
https://search.rsl.ru/ru/record/01008533365
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Руководство Школы в 1944-м году
Начальник - полковник Душутин.
Помощник начальника школы по летной подготовке - майор Мягков.
Помощник начальника школы по летной подготовке - майор Гайдамака.(Федор Кириллович?)
НШ школы - подполковник Тер-Степанов Б.А. (Борис Александрович)
Начальник отдела кадров - майор Федько В.
Начальник ОУЛП - майор Зайцев.
Замполит - подполковник Алексеев.
Начальник связи - подполковник Деняев И.В. (Иван Васильевич?)
Старший штурман - майор Малько.
Командир 1-й эскадрильи - капитан Ковалев.
Командир 2-й эскадрильи - капитан Фатеев А.Н. (Андрей Николаевич)
Командир 3-й эскадрильи - капитан Ситник.
Командир 4-й эскадрильи - капитан Артамонов.
Командир 5-й эскадрильи - ?
Начальник цикла матчасти - инженер-майор Шевченко.
Начальник цикла воздушной стрельбы - майор Акульшин.
Командир запасного авиабатальона (ЗАБ) - капитан Хрипунков.
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2020, 02:36:20 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Путь авиаторов на фронт.

После окончания ВАШП, ее выпускников, как правило, направляли либо в запасные, либо в учебно-тренировочные авиаполки для получения дополнительных навыков и освоения новой техники. Могли пройти еще долгие месяцы, прежде чем сталинские соколы попадали в боевой полк. Дмитрий Калинин, выпустившись в мае 1942 года, на фронт попал только в октябре 1943-го.
Кроме того, и в процессе обучения случались потери личного состава...

"Фото (будет).
Дмитрий Калинин – курсант Краснодарской военной авиационной школы пилотов. Весна 1941 г.

Дмитрий Андреевич Калинин родился 28 мая 1922 года на хуторе Латышевском Боковского района Ростовской области. В 1939 году в возрасте семнадцати лет он отправляется в город Шахты той же области, где работает разнорабочим на шахте и заканчивает десятый класс в вечерней школе. В конце того же года он поступает в кулинарное училище и параллельно – в местный аэроклуб, который заканчивает осенью 1940-го, налетав на У-2 около двадцати часов. Стать поваром Дмитрию так и не довелось. По окончании училища в апреле 1941 года он в числе других учащихся, имеющих летную подготовку, был призван в РККА и по разнарядке военкомата направлен в Краснодарскую школу пилотов. После двадцатичасовой программы на УТ-2 курсанты приступили к освоению УТИ-4 и И-16 тип 5, имевшихся в училище.. С началом войны эскадрилья, в которой служил Дмитрий, перебазировалась на аэродром, расположенный севернее Краснодара близ станицы Кореновской, где полеты продолжались. Осенью эскадрильей был получен один Як-1, с которым начали знакомиться инструкторы и руководящий состав. Замаячила перспектива переучивания на более современный самолет, но снег, обильно выпавший в ноябре и пролежавший до марта, перечеркнул все планы. Полеты прекратились, и вскоре основной задачей курсантов стала очистка летного поля от снега, поскольку с аэродрома начали боевую работу перелетевшие сюда ДБ-3 и ДБ-ЗФ.
К весне 1942 года с улучшением * погодных условий полеты на И-16 возобновились. В мае обучение было закончено, и после выпускного экзамена Дмитрий, имея 48 часов налета на И-16 и УТИ-4 и звание сержанта, в составе группы из двадцати человек был направлен в Москву. Однако на месте назначения, в аэропорту Быково, выяснилось, что прибывшее пополнение никто не ждет: самолетов не хватало, на них по очереди летали более опытные пилоты, имевшие не одну сотню часов налета на Яках и МиГах. В связи с этим группа вновь погрузилась в вагон, и в июне 1942 года оказалась в Иванове, где на Северном аэродроме ей предстояло пройти обучение в 22-м ЗАП, который переучивал на иностранную авиатехнику.
Вновь прибывшие сержанты, многие из которых не имели даже сапог и ходили в ботинках (правда, английских) с обмотками, были весьма далеки от плакатного образа молодого летчика, и немудрено, что местное начальство не сразу опознало в них авиаторов.
«Наш майор в штаб пошел и, видно, с начштаба разминулся. А мы на бруствер щели присели – тепло было – и обмотки размотали. Выходит начальник штаба: «Это что, пожарники, что ли?» Подходит наш майор: «Летная группа из Краснодара». Туда-то уже и с кубарями в петлицах попадали, а тут какие-то прибыли… Вызвал начальник штаба комэска и говорит: «Вот, принимай пожарников». А тот: «Как – пожарников?! Каких пожарников?!» А начштаба смеется».
Прибывшую группу сразу отоварили «Харрикейном» Mk.IIb. Не сразу удалось привыкнуть к «ломающейся» ручке управления и непривычной градуировке приборов, но в конце концов все наладилось. Дмитрий, уже ставший старшим сержантом, налетал на «англичанине» семь часов. За это время в группе имели место две аварии и одна катастрофа. В последнем случае летчик, заходя на вынужденную посадку, ударился центропланом о холмик метровой высоты. От удара истребитель развалился, а пилот погиб.
В августе 1942 года началось переучивание на Р-40. Новая машина оказалась значительно лучше предыдущей, и летчики было начали настраиваться на то, чтобы воевать именно на ней, однако сбыться этим планам не было суждено: в октябре прибыл боевой полк и, забрав почти все Р-40, улетел на Калининский фронт. В 22-м ЗАП стояла также четверка истребителей «Мустанг» Mk.I в зелено-коричневом английском камуфляже, но летчиков на них не переучивали.
Перерыв в обучении продолжался до января 1943 г., после чего последовала команда: «Хлопцы, разгружать «Кобры»!» – в 22-й ЗАП прибыли Р-39, на которых и выпустили группу в апреле (попутно Дмитрий успел выполнить и один полет на АТ-6С на боевое применение). По сравнению с предыдущими новая машина выглядела еще лучше. Особенно понравилась мощная радиостанция (ну прямо «Коминтерн» 1* !), которую за удачное расположение окрестили «второй бронеспинкой».
Рядом осваивали Як-1 Б французы из знаменитой впоследствии «Нормандии». В обучении иностранных гостей имелась своя специфика: летчики, вроде бы имея приличный налет часов и боевой опыт, порой делали самые элементарные ошибки. Первое время некоторые из них, подходя к аэродрому, даже не пытались построить заход на посадку и садились прямо перед собой. Поскольку от снега очищались только две перпендикулярные друг другу взлетные полосы, рулежки и стоянки, то Яки поначалу частенько влетали в огромные сугробы, откуда их приходилось выкапывать усилиями всего личного состава. Чтобы приучить французов к мысли, что в России на полевые аэродромы как попало не садятся, тем более зимой, командование было вынуждено распорядиться вкопать вдоль обеих полос елки полутораметровой высоты.
С мая по июль 1943 г. летчики ожидали «покупателей». Наконец, в июле в 22 ЗАП прибыл для переучивания и пополнения 508 ИАП (205 ИАД, 7 ИАК, 5 ВА, 2-й Украинский фронт). До этого полк летал на Як-7Б и участвовал в сражении на Курской дуге, после которого из тридцати шести летчиков в нем осталось только семнадцать. В третью эскадрилью 508 ИАП и был зачислен имевший к тому времени около 120 часов налета старший сержант Калинин. Эскадрильей командовал капитан В.П. Михалев – будущий Герой Советского Союза. Переучивание полка продолжалось до августа, и в это время Дмитрий, уже успевший освоить новую машину, выступал как бы в роли консультанта по ней.
Закончив переучивание, летный и технический состав полка вылетел в Кировабад для получения пришедшей через Иран матчасти и, получив «кобры», убыл на фронт. Уже по прибытии на место назначения (аэродром Лопасня в районе Харькова), было произведено окончательное распределение машин и написание тактических номеров. За Дмитрием был закреплен  P-39Q-9 с бортовым номером 23.
10 октября 1943 г. состоялся его первый боевой вылет. Все тридцать .шесть машин 508 ИАП вылетели на сопровождение полка Пе-2, шедшего на бомбардировку станции Александрия под Кировоградом. Дмитрий шел в восьмерке непосредственного прикрытия вместе со своим ведущим, старшим лейтенантом Василием Кобякиным.
Бой, как и для многих начинающих, запомнился плохо. Молодой летчик потерял своего ведущего в общей свалке, но для него все обошлось благополучно.
«Много ли «мессеров» было? Говорят, что много, только для меня все «мессерами» были – и свои, и чужие. В прицел никого, кроме своих, и не попадалось. «Мессера» лишь временами проскакивали. Уже потом, когда развернулись, на тысяче метров «стодесятый» прошел»."

"Мир авиации" №2 за 2002 год
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2020, 02:04:56 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Для получения боевого опыта командно-технический, преподавательский и летный состав школ и училищ направлялся на стажировки в части, ведущие боевые действия.
Не знаю, существует ли общая статистика по этим стажировкам, пока такие данные мне не попадались.
Что касается Краснодарской ВАШП, то в архиве МО обнаружены следующие данные.
ЦА МО РФ, фонд СКВО, опись 13212, дело 104, лист 395
Выводы и указания по результатам инспекторской проверки Краснодарской военной авиационной школы пилотов.
(Проводившейся 7-12 апреля 1945 года)
...
Боевую стажировку постоянный состав Школы проходит ?? достаточно, за время Отечественной войны - прошло
боевую стажировку на фронте:
1. Начальник школы    -  1
2. Преподаватели        -  6
3, Летный состав         - 15
4, Технический состав  -  2
---------------------------------------
Всего:                           24 чел.

(Примечание моё - Знаки "??" обозначают пятно на ксерокопии, не позволяющее понять есть ли в этом месте текст. Возможно там присутствует слово "не".)

Война есть война... Со стажировок в свои школы возвращались не все...
Я не знаю какая авиашкола направила на стажировку в 508 иап летчика-инструктора младшего лейтенанта Василия Демьяновича Шкондина.
Он успел делать 8 боевых вылетов и сбить один вражеский самолет...

Рассказывает Дмитрий Андреевич Калинин:
«К нам в полк как раз на стажировку прибыли инструкторы. С одним из них, Васей Шкондиным, полетел я на облет линии фронта. Увидел на встречном курсе пару «мессеров». Мы как раз со стороны солнца оказались. Я говорю: «Вася, видишь справа впереди?» Он говорит: «Не вижу!» Я говорю: «Посмотри спокойно, будем драться». Мы пошли с превышением, чтобы выйти им в хвост, но не выскочить вперед, а то «ведущим» у них станешь. Я по ведущему полную очередину зафугасил, и он задымил. Шкондин кричит: «А можно и я?» Я ему: «Бей!» Он стрельнул по ведомому, попал, но от немца отстал и мне в хвост пристраивается. А у меня как-то так получилось, что я вышел вровень с немцем, ну, может, метров восемь от него. Даже номер хорошо виден был, белая «тройка». Летчик на меня исподлобья еще глянул даже, морда красная, да у меня, наверное, тоже такая была. Тут снизу по нам зенитный огонь открыли. Я говорю: «Вася, за мной!», и ушли мы в массе разрывов. Потом выяснилось, что мой «мессер» на нашей территории упал, а тот – за линией фронта».
Несколько дней спустя боевой счет Дмитрия пополнился еще одной победой – FW 190 (предположительно, это мог быть FW 190F).
В те же дни был сбит его ведомый Василий Шкондин.

Василию Шкондину эту победу, видимо, так и не засчитали. В документе о потерях 205 ИАД, составленном тогда же, указывается, что младший лейтенант В.Д.Шкондин погиб 31 мая 1944 года на Р-39 с/н 44- 2761 на восьмом боевом вылете, не имея на своем счету сбитых самолетов (Цит. по: Хазанов Д. Битва над Яссами: Провал последнего наступления Люфтваффе на Востоке// АвиаМастер. 1999. № 4. С.30). (Прим. авт.)

"ИМЕНА АВИАЦИИ Дмитрий Андреевич Калинин"
Владислав МАРТИАНОВ Краснодар
Журнал «Мир авиации» №2 за 2002 год
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2020, 22:35:26 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
Для получения боевого опыта командно-технический, преподавательский и летный состав школ и училищ направлялся на стажировки в части, ведущие боевые действия.
Не знаю, существует ли общая статистика по этим стажировкам, пока такие данные мне не попадались.

ПОПОВ А. В.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УСКОРЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

На наш взгляд, важным является введение стажировок для преподавателей во фронтовые части (приказ НКО от 9 июля 1942 г.) необходимых для внедрения опыта войны в учебных заведениях.
За военный период тысячи преподавателей прошли стажировку во фронтовых авиачастях (за время стажировки летчиками-инструкторами в воздушных боях было сбито 187 самолетов противника, за проявленные мужество и храбрость на фронте 574 стажера были награждены орденами и медалями)
ЦАМО, ф. 4, оп. 11, д. 65, л. 116.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 280
31 марта 1943 года

Все для фронта, все для победы!



Записан
Страниц: 1 2 3 4 [5] 6   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »