Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ВМАТУ имени Молотова  (Прочитано 2697 раз)

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
ВМАТУ имени Молотова
« : 16 Июль 2019, 17:05:35 »
3-й выпуск. Воен-морск-авиац-училище, г. Молотов, 1940 год.



МИШИН Иван Иванович (1913), техник авиационного звена ВМАУ имени Леваневского, техник-лейтенант.
Призван 20 октября 1935 года.
Выпускник 1941 года ВМАТУ имени Молотова.
Награждён медалью "За боевые заслуги" (10.11.1945 - за выслугу лет).


НЕКРАСОВ Василий Михайлович (18.07.1912), капитан технической службы.
Уроженец деревни Ивашково Листвянского сельского поселения Рязанского района и области Российской Федерации. Русский.
Призван 10 октября 1934 года Бауманским РВК города Москвы Московской области.
Выпускник 1940 года ВМАТУ имени Молотова.
По состоянию на октябрь 1944 года - механик авиационный старший 2-й авиаэскадрильи 12 гв. пап 8 гв. мтад ВВС КБФ, гвардии техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 16 февраля 1957 года.
Награждён орденом Красного Знамени (05.11.1954 - за выслугу лет), двумя орденами Красной Звезды (02.11.1944 и 15.11.1950 - за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (03.11.1944 - за выслугу лет), "За оборону Ленинграда" (22.12.1942) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (30.12.1945).


МАМЧЕНКО Василий Калинович (17.12.1911), старший техник-лейтенант.
Уроженец станицы Старощербиновская одноимённого сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края Российской Федерации. Русский.
Призван 1 декабря 1933 года.
Выпускник 1940 года ВМАТУ имени Молотова.
По состоянию на декабрь 1944 года - техник авиационный старший группы запасных самолётов 23 шап 13 пад ВВС ЧФ.
Уволен со службы 1 июля 1947 года.
Награждён орденом Красной Звезды (27.01.1945), а также медалями "За боевые заслуги" (03.11.1944 - за выслугу лет), "За оборону Кавказа" (20.03.1945) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".


https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/424041
ПРИСЯЖНЫЙ Тимофей Илларионович (22.01.1914-1993), капитан технической службы.
Уроженец села Петроверовка одноимённого сельсовета Ширяевского района Одесской области Украины. Украинец.
Призван 1 февраля 1936 года Сочинским ГВК Краснодарского края.
Выпускник 1940 года ВМАТУ имени Молотова.
По состоянию на май 1945 года - техник авиационного звена 1-й авиаэскадрильи 30 рап ВВС ЧФ, старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 12 апреля 1957 года.
Награждён орденом Красного Знамени (05.11.1954 - за выслугу лет), двумя орденами Красной Звезды (28.05.1944 и 02.06.1951 - за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (30.04.1946), "За оборону Севастополя" (24.07.1943), "За оборону Кавказа" (19.03.1945) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1517090248&tab=navDetailManUbil
« Последнее редактирование: 14 Май 2020, 04:33:57 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #1 : 16 Июль 2019, 18:01:43 »
3-й выпуск Воен. мор. авиац. училища им. Молотова, г. Молотов, 1940 г.



https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/3181355
ЩИН Гавриил Денисович (08.04.1916-22.02.1990), майор технической службы.
Уроженец посёлка Косья Нижнетуринского городского округа Свердловской области Российской Федерации. Русский.
Призван 15 ноября 1938 года Кушвинским РВК Свердловской области Российской СФСР.
Выпускник 1940 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник советско-японской войны 1945 года.
По состоянию на август 1945 года - техник звена 47-й отдельной авиаэскадрильи ВВС ТОФ, техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 4 октября 1968 года.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (01.09.1945 и 03.11.1953 - за выслугу лет), а также многими медалями, среди них: "За боевые заслуги" (20.06.1949 - за выслугу лет) и "За победу над Японией" (01.11.1946).
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1524386160&tab=navDetailManUbil
« Последнее редактирование: 14 Май 2020, 05:51:50 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #2 : 17 Июль 2019, 12:21:03 »
1-й выпуск ВМАТУ имени Молотова, г. Пермь, 1938 г.

Выпускники 1938 года Военно-морского авиационно-технического училища имени Молотова, 2-я рота 21-е классное отделение:
Середина сверху вниз: заведующий учебной частью Цибин П. В., начальник училища Цирулёв А. В., заместитель по политчасти Иванов И. П., командир 2-й роты Николаенко И. И., преподаватель Злодеев В. Г., заместитель по политчасти роты Мокеев А. Е., преподаватель Гриншпут Г. Я. и командир взвода Палий Д. З.; Первый ряд сверху слева направо: Крюков И. М., Буторин П. И., Борисов С. З., Иванов Г. Д., Голубев Н. Н., Лосев В.В., Белов Д. П., Земсков Н. И., Топко П. Г.,  Наговицин В. П., Вавилов И. Т., Падерин Н. А.; Второй ряд сверху слева направо: Шадров А. Н., Окунев А. Ф., Данилов А. И., Голубев М. Ф., Ельцов В. Ф., Крашениников Д. И., Хлопушин Л. Н., Кокорин А. П., Умнов Н. И., Вьюгин Я. М., Усатов И. А., Веденеев Д. Ф., Коломиец В.Т., Кушков И. И., Кудрявцев И. А., Безруков Б. П.


ВЬЮГИН Яков Михайлович (20.05.1915-07.05.2000), майор в отставке.
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2020, 11:37:05 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #3 : 18 Июль 2019, 06:30:15 »
2-й выпуск ВМАТУ им. Молотова, Пермь, 1939 г.


ВОЛКОВ Виктор Николаевич (18.09.1918), подполковник.
Уроженец города Ярославля одноимённой области Российской Федерации. Русский.
Призван 15 августа 1937 года Красногвардейским РВК города Ярославля Ярославской области.
Выпускник 1939 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник советско-японской войны 1945 года.
По состоянию на август 1945 года - старший техник звена 2-й авиаэскадрильи 33 бап 10 адпб ВВС ТОФ, старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 8 сентября 1960 года.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (29.09.1945 и 26.02.1953 - за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (06.11.1947 - за выслугу лет) и "За победу над Японией".

ДВОРАКОВСКИЙ Геннадий Филиппович (1918-1941), техник авиационный младший 57 пшап 8 бабр ВВС КБФ, воентехник 2-го ранга. Член ВКП(б).
Уроженец украинской столицы - города Киева. Украинец.
Призван в 1937 году.
Погиб в сентябре 1941 года при торпедировании миноносца: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76644468

ЕРЦЕВ Михаил Иванович (20.09.1917), подполковник.
Уроженец села Дмитриевская Слобода Муромского городского округа и района Владимирской области Российской Федерации.
Призван в августе 1937 года.
Выпускник 1939 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник советско-японской войны 1945 года.
По состоянию на сентябрь 1945 года - техник звена 1-й авиаэскадрильи 12 иап 7 иад ВВС ТОФ, техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 20 июля 1959 года.
Награждён орденом Красного Знамени (30.12.1956 - за выслугу лет), двумя орденами Красной Звезды (23.11.1945 и 13.06.1952 - за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (06.11.1947 - за выслугу лет) и "За победу над Японией".
В 1985 году как здравствующий ветеран-фронтовик награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1511856294&tab=navDetailManUbil


ИСУПОВ Игорь Михайлович (28.02.1916), майор технической службы.
Уроженец бывшего села Бугры (или Бугринское), находившегося на территории микрорайона "Бугринский" областного города Новосибирска.
Призван 15 августа 1937 года Ярославским ГВК Ярославской области.
Выпускник 1939 года ВМАТУ имени Молотова.
По состоянию на 1946 год - техник авиационный старший 4 ВМАУ авиации ВМС, старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 16 февраля 1957 года.
Награждён орденом Красной Звезды (26.02.1953 - за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (06.11.1947 - за выслугу лет), "За оборону Кавказа" (01.05.1944) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (1946).

ПИСКАРЁВ Василий Васильевич (1919-1941), комендант 45-й авиабазы ВВС ЧФ, младший воентехник. Член ВЛКСМ.
Уроженец села Зимёнки Колобовского городского поселения Шуйского района Ивановской области Российской Федерации. Русский.
Погиб 18 августа 1941 года при отходе из Каборги Очаковского района Николаевской области Украинской ССР: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75641853 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76779964
Ныне прах воина покоится в селе Осетровка Очаковского района Николаевской области Украины: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83870688 , https://memory-book.ua/gallery/albums/23323


РЯБИНИН Александр Романович (23.11.1918), капитан.
Уроженец деревни Свинцово Петушинского сельского поселения и района Владимирской области Российской Федерации. Русский.
Призван 15 августа 1937 года Александровским РВК Владимирской области.
Участник советско-японской войны 1945 года.
По состоянию на август 1945 года - механик авиационный старший 2-й авиаэскадрильи 33 бап 10 адпб ВВС ТОФ, техник-лейтенант по воинскому званию.
Награждён орденом Красной Звезды (05.11.1954 - за выслугу лет), а также двумя медалями "За боевые заслуги" (21.09.1945 и 06.11.1947 - за выслугу лет) и медалью "За победу над Японией".

СТРОКАНЬ Максим Сергеевич (07.04.1916), майор технической службы.
Уроженец села Коробовка одноимённого сельсовета Золотоношского района Черкасской области Украины. Украинец.
Призван 15 августа 1937 года.
Выпускник 1939 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней.
По состоянию на май 1945 года - техник звена 2-й авиаэскадрильи 7 гв. шап 9 шад ВВС КБФ, гвардии старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 31 августа 1960 года.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (19.06.1943 и 26.02.1953 - за выслугу лет), орденом Отечественной войны II степени (23.05.1945), а также медалями "За боевые заслуги" (06.11.1947 - за выслугу лет), "За оборону Ленинграда" (18.06.1943) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг."
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1113321133&tab=navDetailManUbil

ТИГИН Валентин Васильевич (21.02.1919), майор технической службы.
Уроженец города Ярославля одноимённой области Российской Федерации. Русский.
Призван 15 августа 1937 года Ярославским РВК Ярославской области.
Участник советско-японской войны 1945 года.
По состоянию на август 1945 года - техник звена управления 38 иап 12 шад ВВС ТОФ, старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Уволен со службы 18 августа 1960 года.
Награждён орденом Красной Звезды (26.02.1953 - за выслугу лет), а также двумя медалями "За боевые заслуги" (02.09.1945 и 06.11.1947 - за выслугу лет) и медалью "За победу над Японией" (30.09.1945).
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1520777768&tab=navDetailManUbil

ЦИРУЛЬНИКОВ Михаил Александрович (1919-1942), механик авиационный 3-й авиаэскадрильи 62 иап ВВС ЧФ, воентехник 1-го ранга.
Отец - Цирульников Александр А., проживавший по адресу: Кировская область, Шурминский район, деревня Черновская.
Призван в 1937 году.
Награждён орденом Красной Звезды (09.01.1942).
Убит 31 мая 1942 года при налёте вражеской авиации на аэродром в городе Севастополе: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76672912
« Последнее редактирование: 05 Май 2020, 21:51:59 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #5 : 24 Ноябрь 2019, 08:04:48 »

ПЕРЕСТОРОНИН Иван Иосифович (1917), майор технической службы, офицер-фронтовик.
Уроженец деревни Кипреи (ныне не существует) Фалёнского района Кировской области Российской Федерации. Русский.
Призван в 1938 году.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней.
По состоянию на февраль 1944 года - механик авиационный 1-й авиаэскадрильи 118 рап ВВС СФ, старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (19.02.1944 и ?), а также медалями "За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья" (26.04.1946) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (18.08.1945).
В 1985 году, в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1514353017&tab=navDetailManUbil
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #6 : 29 Ноябрь 2019, 19:33:39 »
ВМАТУ. Выпуск фотомехаников. 1945 г.

« Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2019, 20:04:23 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #7 : 29 Ноябрь 2019, 20:21:51 »
Выпуск фотомехаников ВМАТУ, 1945

Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #8 : 01 Декабрь 2019, 19:18:27 »
ВМАТУ имени Молотова (1-й выпуск, 1938 год)



МИТИН Михаил Георгиевич (1915-1964), майор технической службы.
Уроженец посёлка Игнатовка одноимённого городского поселения Майнского района Ульяновской области Российской Федерации. Русский.
Призван в 1936 году.
Выпускник 1938 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
По состоянию на ноябрь 1944 года - механик авиационный 3-й авиаэскадрильи 4 гв. иап 1 гв. иад ВВС КБФ, гвардии старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Награждён орденом Красной Звезды (14.08.1943), а также медалями "За боевые заслуги" (24.11.1944), "За оборону Ленинграда" (11.06.1943), "За взятие Кенигсберга" (19.12.1945) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (25.02.1946).

Отсюда: https://www.permgaspi.ru/uploads/images/national%20chronicle/letopis2019.pdf
« Последнее редактирование: 04 Июнь 2020, 14:36:02 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #9 : 28 Декабрь 2019, 16:21:47 »
Второй выпуск ВМАТУ имени Молотова, г. Пермь - 1939 г.

« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2019, 16:38:47 от 444 иптап »
Записан

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 216
  • Борис Петрович
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #10 : 28 Декабрь 2019, 17:54:31 »

Цырулев Александр Васильевич  (25.10(06.11).1895 – 04.11.1959)
Место рождения с. Будово Торжокского района Калинской области в РККА с 1918 года
генерал-майор авиации (1940)
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20541.msg444739#msg444739



http://podvignaroda.ru/podvig-flash/
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #11 : 02 Январь 2020, 17:29:56 »
Неизвестные курсанты ВМАТУ имени Молотова









« Последнее редактирование: 15 Июнь 2020, 07:23:54 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #12 : 02 Январь 2020, 19:31:03 »
Воен. морск. авиац. уч-ще, г. Молотов, 1939-1941

Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #13 : 02 Январь 2020, 19:52:44 »

Цырулев Александр Васильевич  (25.10(06.11).1895 – 04.11.1959)
Место рождения с. Будово Торжокского района Калинской области в РККА с 1918 года
генерал-майор авиации (1940)
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20541.msg444739#msg444739



http://podvignaroda.ru/podvig-flash/

Отсюда: http://www.fnperm.ru/%D1%86%D1%8B%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.aspx

Цырулев Александр Васильевич родился 6 ноября 1895 в селе Будово Новоторского уезда Тверской губернии. В октябре 1918 - июле 1919 года обучался на 1-х военно-железнодорожных курсах. С июля 1919 по ноябрь 1920 года в должности помощника командира взвода служил в запасном железнодорожном батальоне. В ноябре 1920 года – феврале 1921 года обучался в Военно-инженерной академии. В марте-апреле 1921 года в должности командира взвода 3-го курсантского полка участвовал в подавлении Кронштадского мятежа. В 1921-1922 годах обучался в военной школе летчиков-наблюдателей. После окончания обучения служил в 1922-1923 годах летчиком-наблюдателем штаба Воздушных сил Балтийского моря. В феврале-июле 1923 года служил летчиком-наблюдателем 1-го морского истребительного отряда Воздушных сил Балтийского моря. В июле-ноябре 1923 года и в июне-августе 1924 года служил летчиком-наблюдателем 1-го морского разведывательного отряда Воздушных сил Балтийского моря. В августе 1924 года – сентябре 1925 года занимал должность помощника командира 1-го морского разведывательного отряда Воздушных сил Балтийского моря. В сентябре 1925 года – мае 1926 года обучался в Военной школе летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова. В августе 1926 года – апреле 1927 года временно исполнял должность командира звена 51-го отдельного авиаотряда. В апреле-августе 1927 года года исполнял должность командира и комиссара 51-го отдельного авиаотряда. В августе 1927 года – мае 1928 года занимал должность помощника по специальной службе начальника штаба ВВС Балтийского моря. В 1928-1929 годах командовал 66-м отдельным морским разведывательным отрядом. В 1929-1930 годах обучался на шестимесячных КУВНАС при Военно-морской академии Рабоче-Крестьянского флота. В 1930-1931 годах занимал должность командира и комиссара 72-го авиапарка. В 1931-1932 годах занимал должность заместителя начальника 3-го сектора Учебно-строевого управления УВМС РККА. В 1932-1935 годах занимал должность помощника начальника 2-го сектора Учебно-строевого управления УВМС РККА. В 1935-1936 годах занимал должность начальника 8-го отделения 5-го отдела Учебно-строевого управления УВМС РККА. В 1936-1938 годах полковник Цырулев занимал должность начальника штаба Военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации им. И. В. Сталина. С мая 1938 года по июнь 1941 года и с мая 1942 года по июль 1953 года командовал Военно-морским авиационно-техническим училищем им. В. М. Молотова. 26 апреля 1940 года присвоено звание комбрига, 4 июня 1940 года – звание генерал-майора авиации. В 1941-1942 годах генерал-майор Цырулев занимал должность помощника начальника ВВС ВМФ по личному составу. В августе 1943 – апреле 1944 года обучался на Высших академических курсах усовершенствования ВВС и ПВО при ВМА имени К. Е. Ворошилова. Цырулев Александр Васильевич умер 4 ноября 1959 года.
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #14 : 04 Январь 2020, 14:07:40 »
Скан со страниц газеты "Молотовец" от 5 февраля 1943 года


АРАСЛАНОВ Хайрулла Загидуллович (28.11.1920), майор.
Уроженец села Карино одноимённого сельского поселения Слободского района Кировской области Российской Федерации. Татарин.
Призван 2 сентября 1941 года Сталинским РВК города Казани Татарской АССР.
Выпускник 1943 года ВМАТУ имени Молотова.
Воинские части где проходил службу: 200 б-н связи ВВС ТОФ, 70 рота связи ВВС ТОФ, 53 орс ВВС ТОФ, УС 5 ВВС ТОФ.
Уволен со службы 21 июля 1964 года.
Награждён орденом Красной Звезды (26.10.1955 - за выслугу лет) и медалью "За боевые заслуги" (15.11.1950 - за выслугу лет).
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1509229211&tab=navDetailManUbil

КИРЕЕВ Пётр Семёнович (23.09.1922), майор.
Уроженец  деревни Широкладка (ныне не существует), находившейся на территории современного Песчанского сельского поселения Сердобского района Пензенской области Российской Федерации. Русский.
Призван 3 сентября 1941 года Сердобским РВК Пензенской оьласти Российской СФСР.
Выпускник 1943 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 года как начальник передвижного радиопеленгаторного пункта на одном из аэродромов ВВС СФ.
По состоянию на декабрь 1945 года - командир взвода 46-й роты технического обеспечения самолётовождения 14 сад ВВС СФ, младший лейтенант по воинскому званию.
Воинские части где проходил службу: 4 рота тех. обеспечения самолетовождения ВВС СФ, 46 рота ТОС ВВС БФ.
Уволен со службы 21 августа 1963 года.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (01.03.1946 и 30.12.1956 - все за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (27.12.1951 - за выслугу лет) и "За оборону Советского Заполярья".
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1523086160&tab=navDetailManUbil


https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/-22407387?backurl=%2F%3Fmode%3Dsobor%26find%3DЛУРЬЕ%20Илья%20Исаакович
ЛУРЬЕ Илья Исаакович (27.07.1925), майор технической службы.
Уроженец города Днепропетровска (ныне - Днепр) одноимённой области Украины. Еврей.
Призван 8 декабря 1941 года Молотовским ГВК Молотовской области Российской СФСР.
Выпускник 1943 года ВМАТУ имени Молотова.
По состоянию на май 1945 года - метеролог 22-й авиабазы ВВС КБФ, старший сержант по воинскому званию.
Уволен со службы 27 января 1961 года.
Награждён медалями "За боевые заслуги" (10.05.1945), "За оборону Ленинграда" (04.09.1943) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (06.06.1946).
В 1985 году в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны II степени: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1516249992&tab=navDetailManUbil


СЁМИН Алексей Васильевич (27.04.1923), инженер-подполковник.
Уроженец деревни Курочкино Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Республики Чувашия Российской Федерации. Русский.
Призван 7 сентября 1941 года Бауманским РВК города Казани Татарской АССР.
Выпускник 1943 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник Великой Отечественной войны с января 1943 года.
По состоянию на май 1945 года - техник по радио старший 3-й авиаэскадрильи 11 иап ВВС КБФ, младший лейтенант по воинскому званию.
Воинские части где проходил службу:  8 арс ВВС КБФ, 15 оаэ ВВС КБФ.
Уволен со службы 19 марта 1958 года.
Награждён орденами Красной Звезды (10.05.1945 и 30.12.1956 - за выслугу лет), а также медалями "За боевые заслуги" (27.12.1951 - за выслугу лет), "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".
« Последнее редактирование: 22 Июнь 2020, 12:47:06 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #15 : 04 Январь 2020, 14:36:07 »
Сообщение Зайковского Романа Павловича с сайта "Бессмертный полк. Барнаул": https://www.moypolk.ru/soldiers/feliforov-viktor-vasilevich


Фелифоров Виктор Васильевич
ПОЛКОВНИК

История солдата
- Родился 7 ноября 1919 года, в дер. Насакино Вещкаймского района Ульяновской области.
В 1940 году окончил три курса Куйбышевского педагогического института.
В 1943 году - Военно-морское авиатехническое училище по курсу радио.
В 1956 году - Военно-морская академия им. Крылова, факультет связи авиации ВМФ.
Участник войны с белофиннами с 5.1.1940 г. по 31.3.1940 г. на должности стрелка-разведчика.
Участник Великой Отечественной войны в составе частей ВВС Северного флота с 1.1943 г. по 5.1945 г. на должности командира радиовзвода, начальника мастерской узла связи.

Прохождение службы Виктора Васильевича в Вооружённых Силах Союза ССР:
5.1.1940 - 31.3.1940 Стрелок
12.9.1941 - 1.1943 Курсант училища
1.1943 - 12.1944 Командир взвода связи
12.1944 - 3.1945 Начальник мастерской связи
3.1945 - 9.1946 Начальник приёмного узла
9.1946 - 9.1947 Слушатель подготовительных курсов Военно-воздушной Академии
9.1947 - 10.1949 Офицер отдела связи
10.1949 - 6.1951 Старший офицер отдела связи
6.1951 - 2.1953 Начальник службы связи авиадивизии
2.1953 - 3.1956 Слушатель академии
3.1956 - 5.1961 Начальник связи и ЗОС (Земное обеспечение самолётовождения) штаба Центральных курсов
5.1961 - 7.1965 Заместитель начальника связи и радиотехнических войск штаба авиации
7.1965 - 7.2.1970 Заместитель начальника войск связи и РТО (радиотехнического оснащения) Штаба авиации флота.

Вот как описан личный боевой подвиг и заслуги Виктора Васильевича в Наградном листе:
"Приказ № 2 От 3.02.1945 г. Ком. ВВС СФ
НАГРАДНОЙ ЛИСТ на Командира Радио-взвода 38 Роты связи Штаба ВВС СФ Младшего Лейтенанта ФЕЛИФЕРОВА (прим.: опечатка в документации, правильно - ФЕЛИФОРОВ) Виктора Васильевича.
В Отечественной войне участвует с марта 1943 года в составе 38 р/с Штаба ВВС в должности Командира Линейного взвода. За этот период хорошо обеспечивал командование беспрерывной наземной связью и свышестоящим командованием, подчинёнными частями и с самолётами в воздухе. Активное принимал участие в строительстве и монтаже нового Приёмного и передающего радиоцентра Штаба ВВС. Под его руководством радиовзвод своими силами выстроил зарядно-аккумуляторную станцию и кубрик для личного состава на 40 человек.
В период операции по освобождению Печенгской области т. ФЕЛИФЕРОВ хорошо обеспечил радиосвязью командование ВВС СФ на ЗКП ВВС СФ Н-200. 6 октября 1944 года, находясь на Н-200, навёл по радио 4 наших "ЯК" на 4 "ФВ-190" и грамотно сообщал действие истребителей противника нашим лётчикам во время воздушного боя. В результате был сбит 1 ФВ-190, наши истребители потерь не имели.
4 октября 1944 г. при бомбо-штурмовом ударе наших штурмовиков по батарее Нумеро-Нуеми т. ФЕЛИФЕРОВ заметил 7 МЕ-109, заходившие в атаку на наших штурмовиков. Быстро предупредив по радио штурмовиков об атаке МЕ-109, навёл наших истребителей на истребителей противника. В результате наша авиация выполнила боевое задание без потерь. В период операции тов. ФЕЛИФЕРОВ хорошо обеспечивал командование радиосвязью с офицерами связи при десанте и частях СОР"а (Северного оборонительного района).
За инициативу и отличное выполнение задания командования достоин Правительственной награды орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".
Командир 38 роты связи ШВВС СФ Капитан Круговой.
Заслуживает правительственной награды. Ходатайствую о награждении орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".
Пом. Начальника Штаба ВВС СФ по Связи и Спецтехнике Майор Беляков.
17 декабря 1944 г."

Виктор Васильевич Фелифоров, активный участник двух войн, прошёл путь от рядового стрелка-разведчика до полковника - заместителя начальника войск связи авиации Балтийского флота. Он был одним из тех, кто стоял у истоков оснащения и перевооружения авиации флота новейшим оружием, одним из тех, кто создавал ядерный щит России.
Награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", медалью "За оборону Советского Заполярья", орденом Отечественной войны.

Виктор Васильевич ушёл из жизни в июне 2002 года на 83 году в Калининграде.
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #16 : 06 Январь 2020, 13:57:54 »
Сообщение Эльмиры Московской с сайта "Бессмертный полк. Ялта": https://soldat.moypolk.ru/yalta/soldiers/moskovskiy-bilyal-emir-asan


Московский Билял Эмир-Асан
СТ.СЕРЖАНТ / АВИАМЕХАНИК
14.10.1919-29.12.2014

История солдата
Мой отец родился в г. Ялте Крымской области, в 1919 году. 20 июня 1941 года окончил Пермское военно-морское техническое училище им. Молотова по специальности авиационный техник. Попал на Ленинградский фронт, готовил к боевым вылетам самолеты. Награжден медалью "За оборону Ленинграда". В послевоенное время, по воле судьбы, оказался в Магаданской области. Окончил Магаданский пединститут, работал учителем в Сусуманской средней школе № 1. Умер 29 декабря 2014 года, не дожив до празднования 70-летия Великой Победы. Похоронен на Аллее Славы в г. Гуково Ростовской области.

« Последнее редактирование: 06 Январь 2020, 19:41:21 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #17 : 07 Январь 2020, 23:07:49 »
Отсюда: http://www.umocpartner.ru/press-centr/lyudi-lesnojj-professii/veteran-lesnogo-khozyajjstva-i-velikojj-otechestvennojj-vojjny-andrejj-shhinov-u-letchikov-zachastuyu-net-mogil/

Ветеран лесного хозяйства и Великой Отечественной войны Андрей Щинов: «У летчиков зачастую нет могил».


Ветеран Великой Отечественной войны, фронтовик, ветеран труда лесного хозяйства Андрей Михайлович Щинов в октябре прошлого года отпраздновал 95-летний юбилей. За свою долгую, насыщенную жизнь он видел и пережил многое – настоящий герой, один из тех, кто своими судьбами пишет историю славы нашей страны.

     Родился Андрей Михайлович 13 октября 1918 года в деревне Конгара Буйского района Кировской области. Окончив в 1935 году 7 классов Буйской начальной школы, он поступил в лесной техникум в городе Советске Кировской области. А еще через два года поступил с третьего курса техникума в военно-морское авиатехническое училище имени Молотова в Перми. Отличник учебы, он окончил его досрочно в 1939 году, получив звание воентехника второго ранга, и уже осенью получил назначение в 119-й авиационный полк Военно-воздушных сил Черноморского флота, базировавшийся в Севастополе.
     Как вспоминает Андрей Михайлович в книге Алексея Сухановского «Стальное поколение. Живая история фронтовиков Югры» (2010 г.), в те годы на военных летчиков смотрели с уважением и пиететом. «По меркам предвоенного времени, мы были элитой общества: боевая авиация, ВВС — это то, что кружило девичьи головы и волновало сердца лихих парней! <…> Но мы были серьезными и правильно воспитанными ребятами, знавшими, что авиация вопреки всему военно-воздушному фольклору, держится на дисциплине, а строки уставов и инструкций написаны кровью авиакатастроф и тяжелых аварий», – рассказывает ветеран.
     В составе 119-го авиационного полка Андрей Михайлович и прошел всю войну. В своей памяти он до сих пор хранит образы людей, которые шли рядом с ним рука об руку в то непростое время: «Моим первым командиром стал капитан Крученый. Хороший, толковый, обстоятельный мужик, умеющий по-отечески держать людей в кулаке. Пилотировал он, как бог!». Именно под его руководством военный техник Щинов начал учиться самолетовождению. «Взлет мне давался плоховато — нужно было тонко чувствовать характер и амплитуду волнения на разбеге: удары волн гасили скорость, били по фюзеляжу, заливали мотор. Но зато на посадке я все делал красиво — лебедем садился! – вспоминает ветеран. – Командир учил меня летному делу не от скуки: понимал, что лишним ни одно умение не бывает, а управлять самолетом должен уметь каждый член экипажа — на всякий случай».
     Война не щадила товарищей Андрея Михайловича: 119-й авиационный полк в сражениях за Черноморское побережье нес потери, большую часть из которых в боях за Тамань, Керчь и Крым. «У летчиков зачастую нет могил. Упал на суше — обгорелая яма в земле с обрывками одежды. Упал в море — бензиновая радуга на волне и обломки, выброшенные прибоем...», – объясняет наш герой. Ему самому повезло остаться в живых. Правда, однажды его чуть было не похоронили, получив сообщение о том, что экипаж, в составе которого летел Щинов, сбит.
     В ту ночь ситуация действительно была критическая. Изначально Андрея Михайловича не должно было быть в том самолете, однако по предложению командира он присоединился к команде. «Шли почти в полной темени, и пока штурман не бросил бомбы по целям, все было тихо. С первыми разрывами на земле оттуда начали бешено стрелять. Стрелок-радист сразу закричал: «Хвост в огне!» Трассы зениток – слева, сноп света – справа. Такая пальба поднялась – светлей дня стало в небе, так нам дали прикурить!», – мысленно возвращается в те годы Андрей Михайлович. Командир экипажа стал уходить из зоны поражения пикированием. «С силой отпихнул штурвал от себя и мне: «Поддерживай!» Несемся в ночь. Стрелка альтиметра играючи сматывает сотни метров. В ушах хлопает перепад давления. Валимся так, что кажется стоишь на педалях... Командир видит – пора: «Тяни!» Господи, как мы рвали «баранки» на себя, подобрав стабилизаторы! Из пике вышли на считанных метрах. <…> я думал — все, заедем в море к чертовой матери. Тянул так, что порвал связки на руке — на всю жизнь скрючило палец». По возвращении на землю военного техника Щинова сначала хотели посадить на гауптвахту за самовольный вылет. Однако потом этот случай стали приводить  в пример другим – как образец летной взаимовыручки.
     Демобилизовался Андрей Михайлович в 1947 году в звании старшего лейтенанта. За свои заслуги в рядах ВВС он был награжден  орденами «Отечественной войны II степени», «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», а также девятью юбилейными медалями.
     После демобилизации Андрей Михайлович более 30 лет своей жизни отдал лесному хозяйству. Окончив в 1952 году Суводский лесной техникум в Кировской области, он начинал лесничим в Ржевском лесничестве, а позже 15 лет был директором сначала Байкаловского лесхоза (Тюменская область), а затем Нижневартовского в Югре. За все годы трудовой деятельности его работа неоднократно отмечалась почетными грамотами, знаками «Победитель соцсоревнования», за 10 лет, 20 лет, 30 лет службы в гослесоохране, медалью «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

В заметке использованы материалы издания Алексея Сухановского «Стальное поколение. Живая история фронтовиков Югры» (2010 г.) и пресс-службы Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры

Материал для публикации, в том числе фото, предоставлен Наталией Красновой, пресс-секретарем Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.


*          *          *

« Последнее редактирование: 08 Январь 2020, 08:11:23 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #18 : 08 Январь 2020, 07:28:40 »

БАХТЕЕВ Халил Кайюмович (08.03.1920-19.04.1978), ветеран-фронтовик.
Уроженец села Сургодь Торбеевского района Республики Мордовия. Татарин.
Призван в 1940 году Таганским РВК города Москвы.
Выпускник 1941 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1942 года на Южном фронте как наводчик 2-й батареи отдельного миномётного дивизиона 143 осбр (II ф).
По состоянию на на май 1945 года - механик авиационный старший 3-й авиаэскадрильи 48 бап 218 бад, гвардии старший сержант по воинскому званию.
Награждён орденом Красной Звезды (22.11.1942), медалями "За боевые заслуги" (15.05.1945) и "За оборону Сталинграда".
Демобилизован 19 августа 1946 года.
Жил и работал в Москве в сфере торговли. Более 25 лет был директором овощного магазина. Награждён медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина".
Похоронен на Кузьминском кладбище.

Информацию и фото предоставил сын Халила Кайюмовича - Амир Бахтеев.
« Последнее редактирование: 09 Январь 2020, 06:09:20 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 2 347
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #19 : 09 Январь 2020, 09:13:29 »
Сообщение Зиминой Нины Яковлевны с сайта "Бессмертный полк. Москва": https://www.moypolk.ru/soldiers/vyugin-yakov-mihaylovich


Вьюгин Яков Михайлович
МАЙОР / АВИАТЕХНИК 2-ГО РАНГА
20.05.1915 - 07.05.2000

История солдата
     Мой папа, Вьюгин Яков Михайлович, кадровый военный, в 1938 году закончил Пермское ВМАТУ им Молотова по специальности авиатехник и вместе со своим другом Борисом Безруковым получил назначение на Балтику в 12-ю ОИАЭ в составе морской авиации ВВС КБФ, авиагарнизон Липово под Ленинградом.     
     В 1939 году Правительство Финляндии, объявив страну нейтральной, на деле готовилось к войне, 25% гос. бюджета расходуя на военные нужды,  разрешив Германии построить аэродромы, вмещавшие в 10 раз больше самолётов, чем имела. В 32-х километрах от Ленинграда разместилась "Линия Манергейма" - уникальные оборонительные сооружения с огромным количеством военного оружия. Советское правительство, исходя из донесений разведки, предложило отодвинуть границу на 70 км, обменяв на вдвое большую территорию Северной Карелии. Из-за реальной угрозы безопасности и отсутствия прогресса на переговорах осенью 1939г. начались боевые действия. В задачу 12-й ОИАЭ, которой командовал майор А.А.Денисов, входило ведение разведки, уничтожение скопления наземных войск и техники,кораблей противника возле границ, сопровождение бомбардировщиков. Бои шли и днём и ночью, в 40-45 градусные морозы на открытом воздухе авиатехники ремонтировали и готовили к вылетам боевые самолёты, моторы надо было прогревать каждые два часа круглые сутки. В марте 1940г. белофинны признали себя побеждёнными. За боевые заслуги 12-я ОИАЭ получила звание Краснознамённая - 12-я КОИАЭ.
     Я. Вьюгин был награждён Орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги". Женился.
     Передышка была не долгой, в ночь 22 июня 1941г., Нарком Военно-морского флота, адмирал Н.Г. Кузнецов приказал всем воинским частям и кораблям находиться в боеготовности № 2. Все самолёты были выведены из ангаров и размещены на окраинах аэродромов, лётчики сидели в кабинах самолётов с пристёгнутыми ремнями, техники следили за сигналами с командных пунктов. В 3 часа 30 минут, началось наступление гитлеровских войск.
     Согласно приказу командующего ВВС КБФ 26 июня все самолёты 12-й КОИАЭ из Липово были перебазированы на эстонский остров Эзель, аэродром Кагул. Технический состав, в котором находился Вьюгин Я. М. переправили на самолётах ПС-84. Так начался счёт боевым дням и вылетам. Сто двадцать дней и ночей шли оборонительные бои на островах Моонзундского архипелага, славные защитники стояли насмерть на подступах к Ленинграду. Их подвиги забывать нельзя. При оккупации островов фашистами все штабные документы были уничтожены, трудно перечислить поимённо всех героев. Раненых бойцов, командиров и часть личного состава на предельно малой высоте, ночью под обстрелом зениток удалось переправить оставшимися самолётами на командный аэродром в Ленинград, оттуда Якова Вьюгина вместе со всеми на пришедшей автомашине увезли в Приютино, а затем на аэродром Угловая. Там их ожидала та же задача: обслуживать самолёты и готовить к боевым вылетам. Истребители И-16 часто меняли место нахождения, аэродром Смольный, Выстав, Гражданка, Новая Ладога, Левашово, все дни блокады Ленинграда лётчики и техсостав 12-й КОИАЭ несли боевую вахту по защите города и "Дороги жизни", а затем бои в прорыве и снятии блокады, бои по освобождению Прибалтики.
     Не обошла его и война с Японией, 29 мая 1945 года вызвали в штаб полка и вручили проездные документы до Владивостока в распоряжение ВВС Тихоокеанского флота. Из Владивостока на тральщике переправили в морскую крепость Гензан, где 2 сентября 1945 года для него закончилась война.
     Но не закончилась служба в армии. После освобождении Кореи служил в Гензане, привёз семью, вскоре получил назначение в Баку, затем в Крым, где служил в городах: Севастополь, Старый Крым, Саки, Кача, Евпатория. В 1957 году опять Дальний восток, Совгавань - 10, где принял должность командира подразделения пограничной воинской части № 09993. В 1962 году вышел в отставку в звании майора, но продолжал работать в г. Евпатория в ДОСААФе, был награждён медалью "Ветеран труда", работал в Совете ветеранов. Но память о погибших и живых друзьях, лётчиках 12-й боевой эскадрильи не давала покоя, 15 лет он собирал материалы в архивах Ленинграда, Гатчины, Москвы, Кронштадта, встречался и переписывался с однополчанами, они присылали свои воспоминания и фотографии. В 1985 году была написана рукопись книги "В памяти живых". Он её переписывал полностью четыре раза, каждый раз заново переживая события, оплакивая погибших друзей.
     7 мая 2000 года папа ушёл из  жизни.
<...>
     Награды майора в отставке Вьюгина Якова Михайловича: орден Красного Знамени № 455773, два ордена Красной  Звезды № 923263 и №3034747, орден Отечественной Войны 2-й степени № 293948, медали "За боевые заслуги" №№ 22840, 2692396, медаль "За оборону Ленинграда" № 42250, медаль "За победу над Германией" 28 мая 1946 г., медаль "За победу над Японией" № Г317400 26.12.46. Нагрудные знаки: Защитнику крепости Кронштадт в обороне Ленинграда 1941 – 1944гг. № 12586. 09.05.1976, Участнику операции «Нева» №003010, Ветеран Дважды Краснознамённого Балтийского флота №106-1670, Ветеран авиации ВМФ, медаль "Ветеран труда" 25.10.1977 г..


*          *          *

Отсюда: https://www.polkmoskva.ru/people/955499/

     Вьюгин Яков Михайлович родился 22 мая 1915 года в селе Соколов Гарт Чамзинского района Мордовской АССР.
     Отец, Михаил Григорьевич Вьюгин, был мастером на все руки, мог отремонтировать швейную машинку и телегу, класть печи и шить сапоги. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, его не призвали как многодетного, в семье было пять детей.
     Мать, Феврония Григорьевна, по характеру была весёлой, проворной, пряла лён и коноплю, делала холсты и шила одежду, любила петь, плясать.
     Земля в селе была суглинистой и каменистой, урожай собирали плохой, и чтобы прокормить семьи, всё мужское население уходило на промысел. Вместе с артелью отец уехал в  Новониколаевск, ныне это город Новосибирск. Через год приехал и перевёз семью, нашли полуподвал, здесь и жили несколько лет. Днём отец работал в железнодорожном депо, а ночью ремонтировал обувь, этот  скудный заработок давал возможность семье выжить.
     Осенью 1917 года в этот полуподвал пришла весть: наступила рабоче-крестьянская власть. С ней появилась и надежда на лучшую жизнь.
     В 1919 году старший сын и главный помощник Николай заболел крупозным воспалением лёгких и через два дня умер. А в марте 1920 года пятилетний Яша заболел тифом, болел тяжело и долго, но болезнь победил.
     Комитеты бедноты изыскивали средства для оказания помощи многодетным семьям, конфисковывали лавки крупных торговцев, детскую одежду и обувь раздавали нуждающимся.
     Жизнь семьи окончательно наладилась после того, как на собранные рабочими средства был куплен старый дом на улице Льва Толстого.
     Многодетным семьям выдавали талоны на бесплатный проезд по железной дороге. В хлебных районах обменивали вещи на муку и продукты. В одной из таких поездок в город Барнаул мать надорвалась от тяжести, долго лечилась, но безуспешно. Врачи сказали, что надо готовиться к худшему.
     Отец решил вернуться в своё родное село Соколов Гарт, оставаться с детьми в городе, где нет  родственников, он не хотел. Железнодорожники оборудовали вагон под теплушку, с печкой и стойлом для перевозки коровы и коня. Продали дом, собрали всё необходимое, погрузились в вагон и поехали. Ехали долго.
     Осенью 1923 года приехали в село. Врачей в селе не было, и мать начала лечить деревенская знахарка,  бабка Прасковья. Она ставила банки, вправляла пальцами желудок, поила отваром из трав, и, к удивлению всех, мать стала поправляться. Это было чудо. В глухом селе, в  Мордовии неграмотная женщина смогла постичь медицинскую науку и спасать людей. Как талантлив наш народ!
     Яша пошёл учиться в сельскую начальную школу. Учился хорошо, помогали природный ум и смекалка, четыре года пролетели быстро. Очень хотелось учиться дальше, но школ поблизости не было, а содержать  ученика в чужом селе отцу было трудно. Приближалась осень, и неотвязная мысль о школе не давала Якову покоя. Однажды вечером он заявил отцу: – «Если не отправите в школу, уйду из дома. Лучше бродяжничать, чем жить в деревне, буду искать возможность учиться».  Посоветовавшись с матерью, отец утром сказал: – «Собирайся, поедем в Большие Березники, там ШКМ – семилетка будем подавать заявление».
*ШКМ – школа колхозной молодёжи
     В школе Яшу определили в 5 класс.
     Прошло около трёх лет учёбы в Больших Березниках. За это время в семье шла одна беда за другой. Длительное время непосильного детского труда, когда болела мать, сломило старшую сестру. Умерла  восемнадцатилетняя  Настенька. А затем пришло известие: отец, работавший старшим артели на строительстве Чамзинской МТС, простудился  и умер.
     После семилетки было жгучее желание учиться дальше, но брат Иван женился и ушёл жить самостоятельно. В семье остались мать, два брата – школьника и сестра. Пришлось идти работать в колхоз. Три года Яков проработал секретарём сельского совета. Но мысль об учёбе не покидала его.
     В один из вечеров он сказал сестре: – «Валя, отпусти, мне надо учиться, останусь в деревне, жизнь пройдёт впустую, только об этом и думаю, отпусти. Как только появится  возможность, приеду и заберу всех в город». Сестра согласилась.
На следующий день Яков послал заявление в Пензенский плодово-пчеловодческий техникум. Оттуда пришёл ответ, что он допущен до конкурсных экзаменов. Осталось только одно – выдержать экзамены. И он выдержал. Ему казалось, что он вышел на необъятный простор. Техникум имел столетний стаж, сад в 170 гектаров был весь в зелени и цветах, воздух был пропитан ароматом, слышалось жужжание пчёл.
     Весной, когда закончились экзамены, всех учащихся техникума пропустили через медицинскую комиссию для отбора в военные училища. Комиссия проходила в Пензенской поликлинике, и оттуда в Куйбышев послали трёх человек на комиссию для отбора в авиацию –  Никонова, Безрукова и Вьюгина. Они были зачислены в Пермскую военную авиатехническую школу, но об этой специальности не имели никакого представления. Начальником школы был А.В.Цирулёв, заместителем по политчасти – И.П.Иванов. Учебной частью руководил инженер И.В.Цибин* – конструктор планеров. Тяжелогрузные планеры Ц-25 и КЦ-20, конструкции Цибина и Колесникова поднимали в воздух не только людей, но и вооружение: пушки, миномёты, автомашины. Осенью 1937 года школу посетил знаменитый испытатель – лётчик Валерий Павлович Чкалов. Омрачала жизнь только тревога о родных. Яков пошёл к замполиту И.П.Иванову, рассказал о своей семье и через полтора месяца матери назначили денежное пособие.
     Заниматься  в военной школе Якову было не трудно, полное государственное обеспечение давало возможность думать только об учёбе. Кроме общеобразовательных предметов изучали самолёты И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Они были выпущены в 1933 году одновременно. И-16 развивал скорость до 400 километров в час, в то время это было прилично. Истребитель И-15 был маневренным. В задачу первого входило атаковать противника, а подошедший  И-15 завязывал бой.
Наступил последний год учёбы в Пермской школе авиационных техников. Всех курсантов, пришедших из учебных заведений, перевели на ускоренный выпуск. Этого требовала обострившаяся международная обстановка. Занятия были очень напряжённые, с прохождением учебной практики на Пермском авиационном моторостроительном заводе, который выпускал авиационные двигатели М-25.
     После выпускных экзаменов зачитали приказ о назначении на службу. Якова и Бориса Безрукова назначили служить на Балтику, место пребывания – Новый Петергоф. Вместо сухопутной  формы выдали морскую, так как Военную школу авиационных техников (ВШАТ) переименовали в Военно-морское авиационное техническое училище (ВМАТУ) имени Молотова.
     В Петергофе их долго не держали, назначили служить в 12-ю Отдельную истребительную авиационную эскадрилью (ОИАЭ) в составе морской авиации ВВС КБФ, гарнизон Липово. Шёл 1938 год.
     На второй день службы в гарнизоне получили самолёты И-15. Командиром экипажа был назначен лейтенант Тхакумачев Абдулах Мажидович, кабардинец. Мотористом – рядовой Складаный Евгений Фомич, украинец,  авиатехник Вьюгин Яков Михайлович – русский. Национальный экипаж! Командиром 12-й ОИАЭ был опытный лётчик, капитан Алексей Александрович Денисов. На его груди был орден Красного Знамени за участие в Испанских событиях. Комиссаром эскадрильи – батальонный комиссар З.Ф.Лазарев. Лётный состав был сформирован в основном из ВВС Черноморского флота. Впоследствии из эскадрильи вышли талантливые командиры полков – А.И.Нефёдов, К.Н.Барабанов, П.Г.Сгибнев, И.К.Полях. Героями Советского Союза стали А.А.Денисов, С.М.Шувалов, А.И.Нефёдов, И.И.Волосевич, Г.П.Губанов, П.Г.Сгибнев, В.А.Михалёв. Лётчик А.И.Азевич был командиром дивизии в чине полковника.
     В 1939 году Правительство Финляндии, объявив страну нейтральной, на деле готовилось к войне, расходуя 25% госбюджета на военные нужды,  разрешив Германии за счёт Англии, Франции, США, Швеции, Норвегии и Италии построить аэродромы, вмещавшие в 10 раз больше самолётов, чем имела. К концу лета 1939 года был отработан план совместной блокады Финского залива в ходе войсковых учений вооружёнными силами Финляндии и Эстонии. В 32-х километрах от Ленинграда была построена "Линия Маннергейма" - уникальные оборонительные сооружения с огромным количеством военного наступательного оружия. Советское правительство,исходя из донесений разведки, предложило отодвинуть границу на 70 км, обменяв на вдвое большую территорию Северной Карелии.
Из-за реальной угрозы безопасности и отсутствия прогресса на переговорах осенью 1939г. начались боевые действия.
     В задачу 12-й ОИАЭ, которой командовал майор А.А.Денисов, входило ведение разведки, уничтожение скопления наземных войск и техники, кораблей противника, сопровождение бомбардировщиков. Бои шли и днём и ночью. Самолёты на аэродроме Липово были рассредоточены по окраине лётного поля, лётчики днём находились в больших брезентовых палатках, которые отапливались печками - буржуйками. Техникам, мотористам и авиаспециалистам палатку не поставили. Они были постоянно заняты, да и заходить в палатку было небезопасно в пожарном отношении. Рабочая одежда была пропитана бензином и маслом, вблизи от горящей железной печки пары горючего могли взорваться. Ремонт неисправных самолётов происходил в ангаре, где отопления не было. От цементного пола шёл леденящий холод, казалось, на улице в 40 градусный мороз было теплее. Ремонтная группа производила замену двигателей, ремонт механизмов приземления и управления, сложные устранения поломок. Однажды прибыл самолёт из боя с пробитым проводом, идущим к маслорадиатору. В полёте горячее масло поступало в фюзеляж и там застывало. Его пришлось вырубать, как асфальт. Обмороженные пальцы не чувствовали гаек. Казалось, гайка закручивается, а посмотришь на неё, она давно упала на пол. Рабочее время было по 12 часов и более.
     Самолёты вылетали с предельной бомбовой нагрузкой по нескольку раз в день. Ночью они находились в постоянной боевой готовности, при сорокаградусном морозе моторы надо было прогревать через каждые два часа круглые сутки. Эта нагрузка полностью лежала на плечах авиатехников и мотористов.
     12 марта 1940 года белофинны признали себя побеждёнными, граница с Финляндией  была отодвинута, Ладожское озеро стало внутренним озером СССР, полуостров Ханко был арендован на 30 лет с правом создания на нём военно-морской базы, прикрывающей морские подступы к Ленинграду. Подводя итоги войны, Сталин сказал: – «Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества».
     За боевые заслуги 12-й ОИАЭ присвоили звание - Краснознамённая. Я.Вьюгин был награждён Орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги". Дали отпуск.
      Через месяц, когда ссадины и синяки на обмороженных руках зажили, Яков поехал в Саранск и женился. Любушка работала в Рузаевке в Районном Отделе образования. Она стала ему верной подругой на всю жизнь
Передышка была не долгой, в ночь 22 июня 1941г., Нарком Военно-морского флота, адмирал Н.Г. Кузнецов приказал всем воинским частям и кораблям находиться в боеготовности №2. Все самолёты были выведены из ангаров и размещены на окраинах аэродромов, лётчики сидели в кабинах самолётов с пристёгнутыми ремнями, техники следили за сигналами с командных пунктов.           
      В 3 часа 30 минут, началось наступление гитлеровских войск. Согласно приказу командующего ВВС КБФ 26 июня все самолёты 12-й КОИАЭ из Липово были перебазированы на аэродром Кагул, эстонский остров Эзель (Сааремаа). Технический состав, в котором находился Вьюгин Я.М, переправили на самолётах ПС-84. Так начался счёт боевым дням и вылетам.
Ночью, в условиях строгой светомаскировки, забравшись под чехлы с миниатюрной переносной лампочкой, техники меняли цилиндры моторов, творили сложную и ответственную работу, от которой зависела жизнь лётчика и успех боя.
На сон время не отводилось, только считанные минуты прямо под самолётом на брезентовых чехлах. Заснуть сразу было невозможно, от нервного напряжения мелькали перед глазами краны и гайки, и всё казалось, что они не совсем закрыты, недовёрнуты и не законтрены. Техник вставал и снова всё проверял. Вот так ковалась победа на отремонтированных самолётах.
     Сто двадцать дней и ночей шли кровавые бои на островах Моонзундского архипелага, героические защитники стояли насмерть на подступах к Ленинграду. При оккупации островов фашистами все штабные документы были уничтожены.
Вечная слава безымянным героям, защитникам Моонзунда. Раненых бойцов, командиров и часть личного состава на переполненных маленьких судёнышках КМ в кромешной темноте, в шторм, под непрерывным огнём корабельных орудий переправили на остров Даго, затем оставшихся в живых на предельно малой высоте, ночью под обстрелом зениток удалось переправить оставшимися самолётами на Командный аэродром в Ленинград. Оттуда Якова Вьюгина вместе со всеми на пришедшей автомашине увезли в Приютино, а затем на аэродром Угловая. Там их ожидала та же задача: обслуживать самолёты и готовить к боевым вылетам. При скудном пайке блокадного Ленинграда.
     2 декабря 1941 года у него родилась дочь, но об этом он узнал после прорыва блокады.
     Когда лётчики возвращались с боевого задания, стоянка самолётов превращалась в муравейник. Авиаспециалисты  всех рангов не ходили, а бегали, всё делали быстро. «Бегать!» - так  предписывалось инструкцией. Электрики меняли аккумуляторы, моторист заряжал горючим и маслом, затем тянул на тележке баллон со сжатым воздухом, прибористы проверяли приборы, смотрели в трубку показания скорости, не попала ли туда соринка, оружейники торопились подвесить бомбы и реактивные снаряды. Техник проверял весь самолёт на выявление пробоин и повреждений. Работу прерывали только фашистские налёты.
     Истребители И-16 часто меняли место нахождения, аэродром Смольный, Гражданка, Новая Ладога. Все дни блокады Ленинграда лётчики и техсостав 12-й КОИАЭ несли боевую вахту по защите города и "Дороги жизни". Затем жестокие бои прорыва и снятия блокады, бои по освобождению Прибалтики.                           
     Всё вынес на своих плечах вместе со своими боевыми товарищами Яков Вьюгин. Много раз смерть казалась неминуема, но какая-то неведомая сила отводила её, позволила выжить и встретить День Победы.
     Не обошла его война с Японией, 29 мая1945 г. вызвали в штаб полка и вручили проездные документы до Владивостока в распоряжение ВВС Тихоокеанского флота. Затем Корея, морская крепость Гензан, где 2 сентября 1945 года для него закончилась война. 
     Но не закончилась его служба в армии. После освобождения Кореи продолжал служить в Гензане, привёз семью. Затем 1946 год, служба в г.Баку, готовился продолжить образование, но по возрасту (31 год) не прошёл. Направили в Крым, там служил в городах: Севастополь, Саки, Евпатория. В 1957 году направление на Дальний восток в Совгавань -10, на должность начальника авиационного склада боеприпасов, майор. В 1960 году уволен в запас с правом ношения военной формы.
Вернулся в Евпаторию, работал инструктором в Горкоме ДОССАФ, был награждён медалью "Ветеран труда". Работал в Совете ветеранов.
     Но память о погибших друзьях, лётчиках 12-й боевой эскадрильи не давала покоя, 15 лет он собирал материалы в архивах Ленинграда, Гатчины, Москвы, Кронштадта, музея в городе Курессааре на острове Сааремаа, встречался и переписывался с однополчанами, они присылали свои воспоминания и фотографии. В 1985 году была закончена рукопись книги "В памяти живых".  Переписывал её полностью четыре раза, каждый раз заново переживая события войны, оплакивая погибших друзей.
     Ушёл из жизни 7 мая 2000 года.
     Любовь Фёдоровна, Любушка, пережила его на 15 лет, ей было 97 лет.
Награды:
Орден Красного Знамени, 2 Ордена Красной  Звезды, Орден Отечественной Войны 2-й степени
Медали: две медали За боевые заслуги, За победу над Германией, За победу над Японией
Нагрудные знаки:
Защитнику крепости Кронштадт в обороне Ленинграда 1941 – 1944гг, Участнику операции «Нева»,
Ветеран Дважды Краснознамённого Балтийского флота, Ветеран авиации ВМФ
Медаль Ветеран труда.
     «Перестройка» помешала папе увидеть результат своего труда при жизни. Книга «В памяти живых» увидела свет в 2014 году при финансовой поддержке МГСВ, в сокращённом варианте в 4-м томе альманаха «Алтарь Отечества», изданном на средства Комитета Общественных Связей города Москвы, очерки из книги в №3 и №4 альманаха «Непобедима Русь Святая», издательства «Сияние лиры». Глубокая благодарность всем, кто помог мне в издании книги.
                                                                  Зимина Нина Яковлевна, дочь Вьюгина Якова Михайловича.
                                                                      E-mail: nina_zimina@list.ru
__________________________________________________________________________________________________________________________
*- Цыбин Павел Владимирович (1905–1992) – советский учёный, авиаконструктор, инженер-полковник в отставке.




« Последнее редактирование: 09 Январь 2020, 18:50:01 от 444 иптап »
Записан
Страниц: [1] 2 3   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »