Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ВМАТУ имени Молотова  (Прочитано 1246 раз)

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 999
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #20 : 13 Январь 2020, 12:03:22 »

УСАТОВ Иван Андреевич (23.03.1918), офицер-фронтовик.
Уроженец села Мулино Нагорского сельского поселения и одноимённого района Кировской области Российской Федерации. Русский.
Призван 17 мая 1936 года Кировским РВК города Киров Кировской области.
Выпускник 1938 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года как механик авиационного звена 12-й Краснознамённой отдельной истребительной авиаэскадрильи (12 коиаэ) 61 иабр ВВС КБФ, воентехник 2-го ранга по воинскому званию.
Считался пропавшим без вести в декабре 1941 года: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77699549 В действительности был пленён 3 октября 1941 года в районе города Хаапсалу Эстонской ССР: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272213375 . Освобождён из плена 24 апреля 1945 года: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76254655&p=2
В 1985 году, в честь 40-летия Победы и как здравствующий ветеран-фронтовик, награждён орденом Отечественной войны I степени: http://podvignaroda.ru/?#id=1520104220&tab=navDetailManUbil


*          *          *
Из альманаха "Алтарь Отечества". Том IV – М : Пробел, 2013: http://www.paraartiada.com/files/ALTAR-IV-LAST-2-1.pdf

И.А. Усатов
В ФАШИСТСКОМ ПЛЕНУ
(Из тетради воспоминаний)
     После того, как два катера КМ отошли второго октября на остров Даго, Иван Усатов привёз вторую партию на погрузку, но катеров уже не было. На пирсе сказали, что катеров больше не будет. Ничего не оставалось, как вернуться обратно на аэродром. Приехали ночью, зашли на командный пункт 12-й КОИАЭ, от которой осталось три самолёта, не улетевших на Ханко по разным причинам. Иван обратился к командиру отряда старшему лейтенанту Петру Петровичу Смирнову. Тот оторвался от разговора с отлетающими лётчиками, выслушал внимательно и сказал:
    – Какой же ты, Иван, невезучий!
     – Да не только я, нас много.
     – Ну подождите, что-нибудь придумаем.
     В это время прозвучал телефонный звонок. Смирнов взял трубку, выслушав внимательно, повеселел и сказал Усатову:
     – На пирсе в Кехельконе стоят девять самолётов МБР-2, присланных для отправки авиатехников. Берите машину, забирайте всех и летите.
     – Есть, спасибо, – заторопился Иван.
     Обрадованные техники быстро сели в автомашину. Приехали на пирс. Действительно, стоят девять МБР-2. Обратились к командиру этой группы.
     – Самолёты неисправны, – ответил командир, – их разбило штормом.
     Техники вышли из машины, осмотрели самолёты.
     – Мы их отремонтируем, – сказал Усатов.
     – Я буду только рад, – ответил командир.
     Неисправности были в основном из-за разрушения поплавков. Техники достали фанеру, клей, перкаль, гвозди. Часть инструмента дал эстонец, живший недалеко от гидростоянки. К вечеру все самолёты были готовы к вылету и заправлены горючим. Группа авиатехников стояла около самолётов, ожидая посадку. Командир авиагруппы дал команду:
     – Произвести посадку!
     В это время приехал командир 12-й КОИАЭ подполковник Е.А.Кудрявцев. Его самолёт УТИ-2 был готов в любое время улететь. С ним вместе запланирован лететь инженер 12-й КОИАЭ М.Н.Мишук. Кудрявцев приказал:
     – Всем авиаспециалистам покинуть самолёты, освободить места.
     Все специалисты забеспокоились, но команду выполнили. Когда весь технический состав покинул самолёты, Кудрявцев посадил других людей, неизвестных техникам. Самолёты улетели. Техники опять поехали на КП к Смирнову. Он выслушал Усатова, поморщился и сказал:
     – Ты, Иван и Парамонов садитесь вместо бронеспинок на «чайки».
     Сам же взял своего техника С. И. Филимонова. Остальной технический состав смотрел на Смирнова, как на спасителя, но он был бессилен помочь, самолётов больше не было. Техники стояли в углу землянки и слушали последние указания, которые давал Смирнов отлетающим лётчикам.
     – По команде вылетать немедленно, над аэродромом круг не делать, это нас демаскирует, фашисты заметят и расстреляют. Сбор будем производить в этом квадрате, – он показал на карте условный квадрат, – строго идите по компасу, ориентиры аэродрома Даго я вам рассказал.
     Отлетающие покинули землянку. Усатов сел в самолёт с молодым лётчиком Иващенко, техник Парамонов с лётчиком Власовым, Журганов – с Добряком. Первым на старт вырулил П. Смирнов с техником Филимоновым. Минута, другая, самолёты ведомых задерживаются, Смирнов летит в условленный квадрат. Самолёты ведомых не прилетели. Смирнов летит на Даго. Иващенко с Усатовым вылетели с опозданием. Чтобы посадить Усатова, надо было снять бронеспинку, и это отняло время. В условленный квадрат они не прилетели. Их обстреляла вражеская зенитка, Иващенко уклонялся от разрывов и потерял
ориентировку. Затем летели по компасу, ориентиров аэродрома Даго не видели, летали до полной выработки горючего и упали на полуостров Нуки, который уже был занят врагом. Добряк с техником Жургановым пропали без вести.
     В болоте, в обломках самолёта кайтселиты нашли Иващенко и Усатова, посадили на мотоциклы и увезли в плен. Их поместили в тюрьму города Хапсалу, держали тринадцать дней. Ушибы и раны немного зажили. В тюремном бараке спали на цементном полу, питались водой с небольшим куском хлеба. Из тюрьмы их перевели в концлагерь города Пярну. Однажды Усатов шёл по территории лагеря, еле переставляя ноги от голода. Увидел военнопленных, которые на носилках несли больного. Им оказался техник Парамонов. Он кратко рассказал Усатову:
     – Я лежал в гаргроте самолёта. На вынужденной посадке самолёт разрушился, меня в гаргроте переломило, ноги поломаны, позвоночник тоже.
     Больше с Парамоновым не встречались. Усатова перевели в лагерь Вилянды. В бывшей конюшне сделали шестиэтажные нары, это была казарма, куда поместили военнопленных. В их числе был Иван Усатов. Обращались с узниками зверски, придирались ко всему, даже к взгляду. Подозрительных травили собаками, били дубинками, а по пяткам – поленом. На нарах заедали блохи. Из Вилянды перевели в Польшу в город Лодзи. Те же шестиэтажные нары, те же блохи. Иван сидел на нарах с болью в голове, зажав виски ладонями. К нему кто-то подошёл, потрогал по плечу. Подняв голову, Иван увидел майора С. А. Гольберга, начальника штаба 12-й КОИАЭ. Иван уступил ему место на краешке нар. Майор торопился сказать Ивану:
     – Наш самолёт обстреляли зенитки. Вынужденно сели на воду. Документы утопили. Фашисты узнали, что я еврей. Иду на телесный осмотр. Вот моё место на нарах. Если не приду, знай, что меня прикончили.
     Иван ждал с тревогой, но не дождался. Больше они не встретились. Из Лодзи Ивана перевели в Хамельбург. Лагерь был в горах, режимный. Каждый барак был обнесён колючей проволокой, а затем по три барака вместе проволокой в несколько рядов. Через проволоку шёл электрический ток.
     Голодные, измождённые узники, истощённые до неузнаваемости возили на себе арбу с мертвецами. Охрана была строгая, весь лагерь был обнесён траншеями. Утром проверка длилась не менее четырёх часов на ветру и холоде. Каждый узник не имел своего имени и фамилии, его звали только по номеру. Из Хамельбурга перевели в Штраубинг на осушку болот. Работали в воде, на ногах были деревянные колодки. Работали лопатами, ломами, киркой. Кормили брюквенной ботвой и опилочным хлебом. Приходили наниматели и отказывались от такой «рабочей силы».
     Лагерь строили невольники, немецкие коммунисты. На Нюрнбергском процессе установлено, что там было замучено много немецких коммунистов.
     В лагере много было итальянцев, не согласных с фашистами. Их возили на строительство бункера под усиленной охраной СС. Переводчиком у них был русский Николай, его кормили так же, били так же. В этом лагере Усатов был до 1945 года. Затем немцы хотели этапом перегнать всех на юг, довести до Альп и там всех уничтожить. Этап двигался медленно, кто не мог передвигаться, того пристреливали. Их вели по холмистой местности. Воспользовавшись сумерками и скрытостью дорог, Иван Усатов, Земцов и Нагибин совершили побег. Пересекли холмистую местность, речку, картофельное поле, зашли в
кустарник овражка и там провели ночь. Утром на Ивана надели зелёную куртку Земцова, берет Нагибина, и он стал немного похож на француза. Он вышел в открытое поле, хуторов было не видно. Появилась отара овец. Подойти к пастуху было опасно, Усатов не знал иностранных языков. Всё-таки решил подойти, будь что будет.
     – Геноссе, бите, сколько километров до посёлка? – спросил Иван.
     Пастух скрыто улыбнулся, пошевелив палкой по земле.
     – Не менее четырёх километров, – ответил пастух по-русски, – но вам не следует туда идти, там вас заберут.
     – А что нам делать? Мы голодные…
     Иван проговорился, сказав слово «мы». Пастух вынул из сумки хлеб и сало, протянул Ивану. Тот судорожно схватил и положил в карман.
     Пастух сказал, что в империалистическую он был в плену у русских, научился говорить по-русски. В ложбине послышался гул моторов, Иван побежал к своим товарищам. Прежде всего накормил их и сам поел. Появились машины с белыми звёздами. Был апрель, снега уже не было, но деревья стояли ещё голые, и люди на машинах легко их обнаружили и забрали. Переводчик по национальности поляк, переводил разговор. Это были американцы. В селе их передали бургомистру, приказали накормить. Бургомистр определил их к одному крестьянину, но тот не вызывал доверия, жить у него они опасались, поэтому сбежали. Их снова поймали и посадили в лагерь за колючую проволоку. Но это был лагерь не немецкий, а американский. Лагерь Пассау. Это был сборный пункт русских пленных. В этот сборный пункт приехал представитель советского командования, всех военнопленных посадили на пять грузовых машин и увезли в Австрию, в город
Линц, здесь они и встретили радостную дату – День Победы.
     В мае 1945 года все офицеры Советской Армии проходили проверку в городе Вене. В бывших немецких казармах они жили до октября. Затем их направили в войсковую часть на переподготовку. В октябре 1945 года прибыли на Родину в город Вышний Волочёк Калининской области. Туда пришло личное дело на Ивана Андреевича Усатова. В деле звание числилось «воентехник 1-го ранга», на один ранг выше того, что было на Эзеле. С этим званием его демобилизовали. Он поехал в Кировскую область на свою родину, там работал учителем, окончил институт, ушёл на пенсию с должности директора образцовой средней школы.
« Последнее редактирование: 14 Январь 2020, 08:48:31 от 444 иптап »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 815
  • Skype: g_kushelev
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #21 : 13 Январь 2020, 21:29:18 »
Записан
С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 999
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #22 : 14 Январь 2020, 08:37:02 »

БЕЗРУКОВ Борис Петрович (1915), офицер-фронтовик.
Уроженец посёлка Малая Валяевка (ныне не существует) бывшего Нечаевского района, находившегося на территории современного Мокшанского района Пензенской области Российской Федерации. Русский.
Призван в 1936 году.
Выпускник 1938 года ВМАТУ имени Молотова.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года как техник авиазвена 12-й Краснознамённой отдельной истребительной авиаэскадрильи 61 иабр ВВС КБФ, воентехник 2-го ранга по воинскому званию.
По состоянию на август 1945 года - начальник 2-го отделения 16-го авиатехсклада ВВС СФ, старший техник-лейтенант по воинскому званию.
Награждён орденом Красной Звезды (29.08.1945), а также медалями "За боевые заслуги" (19.02.1942), "За оборону Ленинграда", "За оборону Советского Заполярья" (06.08.1945) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (1946).
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 999
  • Владимир Байбаков
« Последнее редактирование: 18 Январь 2020, 19:14:37 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 999
  • Владимир Байбаков
Re: ВМАТУ имени Молотова
« Reply #24 : 25 Март 2020, 14:18:23 »

КРАСНОВ Дмитрий Данилович (15.12.1909-05.04.1985), подполковник инженерно-авиационной службы.
Уроженец села Смородино Лапшинского сельского поселения Котовского района Волгоградской области Российской Федерации. Русский.
Призван в декабре 1931 года.
Выпускник 1935 года 3-й ВШАТ имени Молотова.
С декабря 1935 года работал во ВМАТУ имени Молотова на различных должностях.
По состоянию на август 1945 года - инженер руководитель учебной практики ВМАТУ имени Молотова, капитан авиационно-технической службы по воинскому званию.
Награждён орденами Красного Знамени (1952), Красной Звезды, а также медалями "За боевые заслуги" (03.11.1944 - за выслугу лет) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (10.08.1945).

« Последнее редактирование: 25 Март 2020, 14:27:01 от 444 иптап »
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »