Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов (1904-1975)  (Прочитано 4491 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из досье журнала МВД России «Полиция России»

Твой, МВД, пантеон полководцев!

Редакция журнала «Полиция России» на правах бессрочной героико-патриотической акции продолжает знакомить своих читателей с биографиями военачальников из числа воспитанников органов и войск правопорядка и безопасности, образ которых все последние десятилетия был во многом незаслуженно затенен летописцами…

ГЛАВНЫЙ МАРШАЛ АВИАЦИИ ГОЛОВАНОВ
ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич (1904-1975), выдающийся советский военачальник из числа воспитанников органов и войск правопорядка и безопасности, участник боёв за Восточную Пруссию и штурма Кёнигсберга, Главный маршал авиации (1944), депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950 гг.).
Родился 7 августа 1904 года в городе Нижний Новгород. Русский. Партийность: в 1923-1929 гг. – член ВЛКСМ, с 1929 года - член ВКП(б)-КПСС.
Родители: отец Евгений Александрович – из крестьян деревни Петраково современных Старицкого района Тверской области, «до революции работал на Волге, на пароходах. После революции руководил сплавными работами по Волге в г. Горьком»; мать Вера Ивановна – домохозяйка, но одно время трудилась учителем пения.
Семья: супруга Тамара Васильевна (из крестьян бывшей Вологодской губернии); дети - Светлана 1934 года рождения, Тамара 1938 года рождения, Вероника 1943 года рождения, Ольга 1945 года рождения и Святослав 1947 года рождения.
Домашний адрес по состоянию на 1943-1966 гг.: город Москва, улица Серафимовича, 2, квартира 231.
Образование: в 1918 – 2-й класс 1-го Московского кадетского Императрицы Екатерины II корпуса и неполный курс одной из московских гимназий; в 1925 - Нижегородскую вечернюю школу имени Я.М. Свердлова; в 1932 - лётную школу при Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского; в 1950 - Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова.
Из автобиографии: «Во время февральской и Октябрьской революций жил при матери в г. Москве, участия в революциях не принимал по малолетству». Источник – ЦАМО: ф. 133, оп. 3685, д. 13, ч. 1, лп. 18-21 – подлинник, машинопись.
В 1918 году – курьер в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия РСФСР.
В Красной Армии дважды. В первый раз - в мае 1919-октябре 1920 гг.: боец-доброволец в рядах разведывательного подразделения 59-го стрелкового полка. В данном качестве - в боях и сражениях Гражданской войны на Южном фронте. Демобилизован был в связи с полученной боевой контузией.
В октябре 1920 года вступил в ряды одного из добровольческих формирований войск ЧОН – частей особого назначения. Одновременно в период с октября 1920 года по 1923 год последовательно: курьер Центрального управления снабжения Красной Армии и Флота; агент Центропечати; сплавщик леса Волгосудстроя; электромонтёр 5-го Волжского полка ГПУ (Нижегородский военный гарнизон).
В 1924-1933 гг. по рекомендации Нижегородского губкома ВКП(б) – на службе в органах военной контрразведки и госбезопасности, в том числе, по утверждению летописцев внутренних войск, - как оперативный сотрудник Особого отдела Дивизии особого назначения при Коллегии ОГПУ (ныне - Отдельная орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознамённая дивизия оперативного назначения внутренних войск МВД России).
На оперативной чекистской работе вырос от уполномоченного (в городе Горьком) до начальника отделения. В частности, по состоянию на октябрь 1925-август 1930 гг. - сотрудник Особого отдела ОГПУ Московского военного округа, а по состоянию на август 1930 года - в одной из чекистских структур столицы Казахстана города Алма-Ата и в данном качестве дважды выезжал в оперативную зарубежную командировку в Китай: в 1930 (в провинцию Синьцзян) и 1931 гг.
В 1931-1933 гг. – кадровый чекист, прикомандированный к Народному комиссариату тяжёлой промышленности: ответственный секретарь одного из заместителей наркома.
По свидетельству современников и историков, «Голованов - не стандартный чекист»: без отрыва от службы овладел мастерством наездником, мотогонщика и лётчика, при этом достигал высших результатов в каждом деле, за которое брался.
Якобы именно в период начала 1930-х вошел в «близкое окружение Сталина».
В сентябре 1933-феврале 1941 гг. – на ответственной работе в структурах Гражданского Воздушного Флота и, в частности:
- в сентябре 1933-сентябре 1934 гг. – пилот;
- в сентябре 1934-январе 1935 гг. - командир особого отряда тяжёлых кораблей;
- в январе 1935-1938 гг. - начальник Восточно-Сибирского управления ГВФ (г. Иркутск). Среди воздушных трасс, которые обслуживало ВСУ ГФВ - «Улан-Удэ – Улан-Батор». В 1935 году под руководством А.Е. Голованова данное управление выполнило производственный план по всем показателям, обеспечило безопасность полётов и вышло на первое место по Аэрофлоту. Кроме того, в числе первых в СССР оно освоило гражданский вариант отечественного самолёта АНТ-7 (он же – ПС-7), рассчитанный на перевозку семи пассажиров и полтонны груза. В 1936 г. постановлением СНК СССР введён в состав Совета при начальнике ГУ ГВФ. В 1937 году А.Е. Голованов как начальник ВСУ невинно был исключён из партии, но после его протестов восстановлен в рядах членов ВКП(б). Для этого тайком от местных чекистов, которые уже готовились арестовать А.Е. Голованова как «врага народа», выехал из Иркутска в Москву «за правдой»;
- в 1938-феврале 1941 гг. – на лётной работе в Москве: сначала - пилот 1-го класса 3-го авиатранспортного отряда Московского управления ГВФ, а затем (но назначен не ранее августа 1939 года) - шеф-пилот эскадрильи особого назначения (де-факто – личный пилот И.В. Сталина). Летал на серебристом самолете с размашистой надписью на борту: «Сталинский маршрут». Макет именно этого авиалайнера стоял на столе у И.В. Сталина.
В 1938 году со страниц центральной советской прессы был объявлен лётчиком-«миллионером», то есть лётчиком, налетавшем миллион километров.
Из аттестации от 1 августа 1939 года: «Марксистско-ленинская подготовка хорошая. Над повышением своего политического роста работает. В общественно-политической жизни отряда участие принимает активно - чл. партбюро и пропагандист. Политически и морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан.
Всесторонне развит. Теоретическая и практическая подготовка хорошая. Эксплуатируемую матчасть знает хорошо. Над повышением технического и политического уровня работает много, интересуется и старается изучить новинки авиационной техники. Техника пилотирования и ориентировка отличные, слепым полётом владеет хорошо. Летает спокойно и уверенно. Дисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Дисциплине в работе отводит одно из первых мест. Обладает хорошими волевыми и организаторскими качествами. Среди личного состава пользуется деловым и политическим авторитетом. В 1938 г. при взлёте с Московского аэродрома в воздухе произошла авария мотора с остановленным винтом. Тов. Голованов спокойно посадил самолёт на аэродром Москва, тем самым сохранив материальную часть, за что получил благодарность и полумесячный оклад. В 1939 г. имеет благодарность за выполнения особых заданий, награждён знаком «Отличник Аэрофлота» и знаками за безаварийный налёт 300000 и 500000 км.
Состояние здоровья хорошее, физически развит. Летает на самолетах: У-2, ПС-3, Г-2, СТ-3 и ПС-84. Имеет общий налёт часов на 1.VIII.39 г. — 3118-35.
Из них:
Слепых - 47
Ночных - 5
Налет на СТ-3 - 569
Налет на ПС-84 - 308
Налет за 1939 г – 483.
Должности пилота 1-го класса соответствует, может быть использован на командно-административной работе». Источник – ЦАМО: ф. 133, оп. 3685, д. 13, ч. 2, лл. 3 и4 - заверенная копия, машинопись.
Как командир экипажа самолёта ГВФ, будучи прикомандированным к ВВС РККА, участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе, а также в боях и сражениях советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
Из характеристики на командира экипажа 31-го отряда Московского управления ГВФ пилота-орденоносца А.Е. Голованова, составленной в 1940 году: «По обслуживанию фронта пилот Голованов начал работать с декабря 1939 г. Обладая высокими лётными качествами, самоотверженной работой пилот обеспечил постоянную работу самолёта на всём протяжении обслуживания действующей Красной Армии. За это время его самолёт выполнил ряд различных заданий, направленных на укрепление боевой мощи Красной Армии, действующей на Северо-Западном фронте. Значительную часть полётов пилот произвёл в сложных метеоусловиях и ночью в глубокий тыл Белофинляндии, во время которых были выполнены особо важные задания, в том числе и разбрасывание листовок.
Мужественный пилот Голованов за короткий срок воспитал свой экипаж в духе преданности делу партии Ленина-Сталина. Летая в глубоком тылу Белофинляндии, тяжёлый, не имеющий средств защиты самолет Голованова неоднократно попадал в зону артиллерийского обстрела, при этом весь экипаж во главе с командиром Головановым проявляет мужество и отвагу. Несмотря на тяжёлые условия, пилот каждый раз при выполнении заданий достигал поставленной перед ним цели.
За образцовое выполнение задания по укреплению боевой мощи действующей Красной Армии и проявленное при этом мужество и отвагу пилот Голованов и его экипаж представлены к правительственной награде». Источник – ЦАМО: ф. 133, оп. 3685, д. 13, ч. 2, л. 8 - заверенная копия, машинопись.
В феврале 1941-сентябре 1953 гг. – вновь на военной службе в советских Вооружённых Силах: на высших командных должностях в советских ВВС и воздушно-десантных войсках.
Зачисление в кадры Красной Армии произошло после того, как в январе 1941 года по совету генерал-инспектора ВВС РККА дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Я.В. Смушкевича написал письмо И.В. Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. Вскоре после этого был принят И.В. Сталиным.
Первая должность в ВВС РККА - командир новоформируемого в Смоленском авиагарнизоне 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка особого назначения, подполковник по воинскому званию. Боевой состав данной в/ч - 72 новейших бомбардировщика марки «Ил-4».
Участник Великой Отечественной с первых её часов.
17 августа-3 декабря 1941 года - командир 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Это назначение было санкционировано лично И.В. Сталиным в пункте «5» приказа по Наркомату обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 года «О результатах и недостатках в организации налёта 81-й авиадивизии на район Берлина»: «Назначить командиром 81-й авиадивизии подполковника т. Голованова и присвоить ему военное звание полковник».
В период с 3 декабря 1941 года по февраль 1942 года – командир 3-й (бывшая 81-я) авиационной дивизии дальнего действия.
С февраля 1942 года - командующий авиацией дальнего действия Ставки ВГК, а с декабря 1944 года - 18-й воздушной армией (в составе армии – всё та же авиация дальнего действия).
Как командующий 18-й воздушной армией особенно отличился в ходе Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской стратегических наступательных операций, в том числе непосредственно в штурме городов Кёнигсберг (ныне – Калининград), Данциг (ныне – польский Гданьск) и Берлин.
Удостоен высших воинских званий:
- 25 октября 1941 года - «генерал-майор авиации»;
- 5 мая 1942 года - «генерал-лейтенант авиации»;
- 26 марта 1943 года - «генерал-полковник авиации»;
- 3 августа 1943 года - «маршал авиации»;
- 19 августа 1944 года - «Главный маршал авиации».
В период с апреля 1946 года по 1948 год - командующий Дальней авиацией. С данного поста был снят в связи с тем, что угодил в опалу к И.В. Сталину.
В 1948-1950 гг. – слушатель Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова в городе Москве.
С 1950 года по декабрь 1951 года - в распоряжении военного министра СССР, а с декабря 1951 года - прикомандирован к Курсам «Выстрел».
В период с 1952 года и по сентябрь 1953 года - командир 15-го гвардейского воздушно-десантного корпуса.
Уволен с военной службы с формулировкой: «По болезни». С этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания в городе Москве.
Находясь в запасе Вооружённых Сил, активно трудился и, в частности: в середине 1950-х – начальник экспедиции «Север-7», а в 1958-1966 гг. – заместитель по лётной части начальника ГНИИ Гражданской авиации.
Кавалер большого количества государственных, ведомственных и иностранных наград и, в частности:
- тринадцати орденов: девяти советских - двух Ленина (17 апреля 1940 года и 20 июня 1949 года), трёх Красного Знамени (17 ноября 1939 года, 22 октября 1941 года и 3 ноября 1944 года), трёх Суворова 1-й степени (23 января 1943 года, 17 апреля и 18 августа 1945 года) и Красной Звезды (22 февраля 1968 года), - и четырёх иностранных: польского Крест Грюнвальда 1-й степени и трёх монгольских - ордена Сухэ-Батора, Красного знамени и «Боевые заслуги»;
- многочисленных медалей, включая «За отвагу» (28 октября 1967 года), «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (11 сентября 1943 года), «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- нагрудных знаков «Отличник Аэрофлота» и двух «За безаварийный налёт» - «за» 300000 и 500000 километров налёта. Все три – не позднее лета 1939 года.
Автор мемуаров «Записки командующего АДД» (М., 1997), где, помимо прочего, характеризует всех наиболее прославленных советских полководцев периода второй мировой, в том числе и И.В. Сталина как Верховного Главнокомандующего.
Скончался 22 сентября 1975 года «после тяжёлой болезни на 72-м году жизни».
Официальный некролог был опубликован в газете «Красная Звезда» за 24 сентября 1975 года. Он подписан высшими военачальниками Министерства обороны СССР во главе с Маршалом Советского Союза А.А. Гречко.
Прощальная панихида прошла с 11.00 до 12.00 24 сентября 1975 года в Краснознамённом зале Центрального Дома Советской Армии имени М.В. Фрунзе, расположенном в Москве на Площади Коммуны, 2.
Похоронен в 13.00 24 сентября 1975 года в городе Москве – на Новодевичьем кладбище: 7-й участок, левая сторона, 11-й ряд.
Имя Главного маршала авиации А.Е. Голованова присвоено:
- ряду улиц и, в частности, – в Марьино Юго-Восточного административного округа столицы и в Приокском районе города Нижний Новгород;
- стратегическому бомбардировщику Ту-160 из авиапарка авиагарнизона города Энгельс Саратовской области;
- Дзержинскому муниципальному общеобразовательному лицею № 3 Московской области.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 05 Июня 2011, 18:24:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »