Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР  (Прочитано 8654 раз)

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 080
31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)

22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда серии «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. В состав боевой части бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийский бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая из площадок была вооружена двумя 76.2 мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. С пушками были спарены 7.62 мм станковые пулеметы ДТ, бронеплощадки имели по четыре 7.62 мм станковых пулемета Максим в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки (впоследствии были заменены на автоматические американского производства), а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядом М-8. Мощная броневая защита надежно защищала личный состав вооружение от огня противника. Толщина боковой брони бронеплощадок – 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной – 20 мм. Бронепаровоз был защищен броней в 30-45 мм и использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. Вооружение позволяло вести огонь по целям, расположенным на удалении до 12 км.
Командиром дивизиона был назначен капитан Ященко (в 1945 году подполковник) бывший командир 56-го отдельного бронепоезда войск НКВД. Заместитель командира дивизиона майор Яков Грушелевскиий, сменит Ященко в этой должности и погибнет 12 мая в бою на станции Чернь Тульской области.
31-й отдельный дивизион бронепоездов дислоцировался в Москве в районе Останкино. С мая 1942 года в составе действующей армии, выполняла боевые задачи по охране по пути и в местах пребывания по железной дороге высшего военно-политического командования. Известны поездки Маршала Василевского на Запад, и также на восток - в Читу и Хабаровск в период войны с Японией.
По воспоминаниям очевидцев состав включал паровоз (бронепраовоз) - бронеплощадка (на одном её конце платформа с зениткой, на другом - трёхствольный крупнокалиберный пулемёт, в середине - кубрик, по бокам которого находились две амбразуры для станковых пулемётов). Затем - несколько обычных пассажирских вагонов и бронированный для маршала, вагон для охраны, вагон для взвода во время длительной стоянки, вагон- столовая, а в конце состава - вторая бронеплощадка. Везли с собой и легковые машины, а ещё прицепляли открытую платформу с грузовым автомобилем, обычно американским "Студебекером". Впереди состава, на расстоянии, шёл контрольный паровоз.
По состоянию на 01.1950 года отдельный дивизион в составе двух бронепоездов по четыре бронеплощадки каждый, дислоцировался в Москве.
Приказом по 31-му ОДБП МВД от 26 апреля 1950 года №00111 была объявлена расстановка офицерского, сержантского и солдатского состава по штату №107, объявленному приказами МВД СССР от 8.1.1950 г. №0015 и от 15.3.1949 г. №0026,
Командир дивизиона подполковник Ментов Василий Алексеевич.
Заместитель командира по политчасти майор Куц Василий Федорович.
Заместитель командира по техчасти капитан т/с Лемутов Михаил Васильевич.
Заместитель командира по снабжению майор а/с Дьяченко Марк Никитович.
Начальник штаба дивизиона майор Стефкин Александр Дмитриевич.
Взвод связи 14 чел.
Партийно-политический аппарата 5 чел. Секретарь партийной организации лейтенант Русанов Борис Георгиевич.
Начальник арт-технической службы (начальник мастерской) капитан т/с Лобачев Иван Кузьмич.
Военно-хозяйственная служба 5 чел.
КЭЧ – 2 чел.
Санитарная служба – начальник майор м/с Фокина Валентина Кузьминична.

1-й бронепоезд командир (потолок – майор) – старший лейтенант Хромов Александр Дмитриевич.
1-я бронеплощадка командир (потолок – майор) старший лейтенант Соболев Алексей Николаевич.
2-я бронеплощадка старший лейтенант вакантная.
3-я бронеплощадка старший лейтенант Лисенков Алексей Петрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Шугаев Федор Иванович.

2-й бронепоезд – командир капитан Москаленко Гавриил Федорович.
Заместитель командира по политчасти старший лейтенант Шевелев Яков Петрович.
1-я бронеплощадка старший лейтенант Зенкин Иван Кузьмич.
2-я бронеплощадка – вакантная.
3-я бронеплощадка – старший лейтенант Мартазов Константин Александрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Волков Петр Иванович.

Подразделения обслуживания:
Команда хозяйственного обслуживания.
Мастерская.
Автотранспортный взвод.
Всего личного состава – 280 чел.
Дивизион входил в состав 15-й дивизии войск МВД по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог (в/ч 6311).
В приказе от 10.7.1950 года №00372 появился новый заместитель по снабжению майор а/с Пономарев Николай Максимович, введена новая должность начальника секретной части – начальник старший лейтенант а/с Израилева Роза Менделеевна. Командир бронепоездов без изменений.
В 1950 году дивизион выполнил задание по сопровождению спецгрузов на Дальний Восток.
Приказом командира 15-й дивизии №8/0457 от 23.5.1905 г. майор Никитин Федор Павлович назначен начальником пионерского лагеря «Березка» сроком до 15.8.1950 г.
Приказом №140 от 31.5.1950 года по 31-му ОДБП МВД купание личного состава и сдача ГТО по плаванию разрешена на водной станции «ДИНАМО» в Химках.
В 1 квартале 1950 года, личный состав 2 бронеплощадок под командованием старшего лейтенанта Зенкина и старшего лейтенанта Соболева в течение двух месяцев нес службу по охране объектов 60-го отдельного батальона бронепоездов МВД СССР в составе которого находились бронепоезда и вагоны командования МВД СССР.
Во втором квартале 2 бронеплощадки по командованием старшего лейтенанта Шевелева и старшего лейтенанта Андреева сопровождали спец-грузы в адрес Дальстроя МВД СССР.
Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 13:49:06 от Александр Слободянюк »
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)

22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.


Эти бронепоезда Кузьма Минин и Илья Муромец никогда не входили в состав войск НКВД, они входили в состав РККА,
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 080
31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)

22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.


Эти бронепоезда Кузьма Минин и Илья Муромец никогда не входили в состав войск НКВД, они входили в состав РККА,
Александр Вячеславович доброе утро!
Нет проблем, дайте свою вресию, какие бронепоезда находились в составе дивизиона. А потом видимо речь идет о серии данного вооружения, которое  создавалось в г.Горький. Состав бронепоезда мог компоноваться с учетом задачи которую предстояло решать. Ведь известны бронепоезда ПВО, артиллерийские и т.д.
В связи с тем, что информацию приходится собирать по крупицам, исследования на этом не заканчиваются. Тем более, все что относилось к охране первых лиц государства всегда находилось под секретом. Еще был в Измайлова один или два бронепоезда для Главного КП Ставки, о которых до сих пор нет никакой информации. Известно, что формирование дивизионов началось в феврале  1942 года в Горьком, а 29 мая эта часть была включена в состав войск НКВД, а 31 мая 1942 года приказом по 19-й дивизии включена в её состав..
Александр Слобождянюк
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 14:22:10 от Александр Слободянюк »
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
В состав дивизиона входили бронепоезда за №№1;2;3.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 25 534
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы пишете: "Еще был в Измайлова один или два бронепоезда для Главного КП Ставки, о которых до сих пор нет никакой информации".
Страшно интересно, для меня, как для историка именно этого района Москвы! Сообщите, пожалуйста (можно в "Личном сообщении"), источник этой информации и прямую цитату про бронепоезда в Измайлове! Будем думать вместе!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Уважаемый Константин Борисович добрый день!
Здесь:  Вот о чем поведал читателям газеты «Красная Звезда» 21 апреля 2010 года в статье «Объекты глубинного заложения» Николай ПАЛЬЧИКОВ: «С так называемыми «бункерами Сталина» связано множество мифов. Впервые о них попытались рассказать в 1992 году «АиФ» и «Огонек». Однако до сих пор многие «тайны подземелья» до конца не раскрыты. У корреспондентов «Красной звезды» появилась возможность побывать в одном из таких бункеров, и рассказ экскурсовода В.В. Лукина нам показался интересным. Как это начиналось,
...В 1930-х годах Москва заканчивалась сразу за Московской окружной железной дорогой. И если бы вы имели возможность облететь столицу вдоль МОЖД, то в районе огромного Измайловского лесопарка увидели бы разве что подмосковные деревушки - Измайлово и Черкизово. Однако вскоре там появилась станция метрополитена «Измайловский парк», ныне «Партизанская». А еще там проложили две дороги (ныне шоссе), ведущие из столицы на восток, - Измайловскую и Щелковскую. В те же годы в районе нынешних 5-й и 15-й Парковых улиц были построены два аэродрома - Дальней авиации и ПВО. Несколько дальше находились аэродромы Чкаловский и в Монино. На восток уходила и железнодорожная ветка, которая обнаруживалась только после станции метро «Измайловский парк» перед нынешней «Измайловской». Это и была известная сотням тысяч пассажиров столичного метро средняя линия на нынешней станции «Партизанская».
          С 1936 года весь район Измайлова стал запретной зоной. Как и почти все, что строилось в предвоенное десятилетие: там создавался объект двойного назначения. Тракторные заводы в те годы по сигналу могли переходить на выпуск танков, даже макаронные цеха были способны сразу переключаться на выпуск пороховых «макарон» для артснарядов.
Официально объект назывался «Центральный стадион СССР имени И.В.Сталина» - самый большой в стране - на 200 тысяч зрителей со 142 тысячами пронумерованных мест. Спортивный комплекс по плану включал в себя, кроме спортивной арены, здание для спортивно-тренировочной подготовки и общежитие. Все это располагалось метрах в 500 от уже построенной станции метро. Но в 1939-м строительство заморозили: во-первых, уже началась Вторая мировая война и все средства были направлены на подготовку к обороне от возможного нападения немцев. А во-вторых, главный объект, прикрытием которого служил стадион и особенно его третий, недостроенный, ярус трибун, был уже завершен. Это был запасной командный пункт - сначала ГКО (Государственного Комитета Обороны), а с началом Великой Отечественной – Защищенный КП Ставки Верховного Главнокомандования..
        Как сообщает писатель-историк В.М. Жухрай (Мироненко), который изучал жизнь Сталина буквально по дням и часам, вождь ознакомился с объектом в апреле 1940-го.». Достоверно известно, что в ноябре - начале декабря 1941 года в самые тяжелые дни наступления на Москву И.В. Сталин действительно работал в бункере. Начальник Генштаба КА генерал армии Г.К. Жуков думаю, что не один раз побывал здесь.
   Будем считать, что Георгий Константинович был ограничен рамками секретности, ведь во время, когда, он опубликовал свои мемуары, этот объект 15-го Управления КГБ СССР еще использовался по предназначению…
   Видимо не случайно, в феврале 1941 года Военным Советам приграничных округов НКО СССР и Генштабом КА были направлены указания о немедленном оборудовании фронтовых командных пунктов. (Военно-исторический журнал №4 1978 года, С 86).  С этого момента в глубокой тайне на территории округа начинается строительство защищенных объектов, предназначенных для этих целей.  По известной причине сведения об этих объектах скупые. Официально до сих пор ничего не опубликовано и  можем воспользоваться только отрывочными воспоминаниями на эту тему, оставленными  в мемуарах.
...В сети имеется полность или на нашем форуме. С уважением Александр Слободянюк
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 14:01:28 от Александр Слободянюк »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 449
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Заместитель командира дивизиона майор Яков Грушелевскиий, сменит Ященко в этой должности и погибнет 12 мая в бою на станции Чернь Тульской области.
в результате бомбардировки , донесение подписывал уже новый ком.дивизиона - майор Баженов
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1066/00000030.jpg&id=52088882&id=52088882&id1=20765fb47e12cbb6219e1934db9370d0
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1066/00000031.jpg&id=52088883&id=52088883&id1=82304eb30cafa03d46cb69573c07fe2b
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
Впоследсвии 31-й Горьковский д-н бронепоездов Красной Армии получил почетное наименоване "Выршавский" и даже течении полугода находился в оперативном починении 1-й польской армии.
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
на октябрь 1942г - в составе 31 дивизии войск НКВД по охране жел.дорог

еще не особый,  и не Горьковский..

31-й отдельный дивизион войск НКВД и 31-й отдельный дивизион Красной Армии это совсем два разных дивизиона.


Уважаемый Александр Вячеславович Бронепоезда строились и для РККА и для НКВД, а называется это серия по названию первого экземпляра. И о том, что в РККА был такой 31-й отдельный дивизион бронепоездов мне также известно...
Давайте продвигаться по дивизиону НКВД, в том числе по 60-му, о котором вообще практически нет информации.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 16:43:00 от Александр Слободянюк »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 449
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Уважаемый Александр Ануфриевич, действительно как-то не вяжется..

1943г

без потерь , в донесениях только до июля, подчинение 31 дивизии, дислокация - Москва, командир майор ИЩЕНКО.

Уважаемый Сергей Сергеевич добрый вечер!
И я о том же, что надо очень внимательно разбираться с этими бронепоездами. Начальник штаба Стефкин в 1942 году представлялся на спецпроверку капитаном, а в 1945 году старший лейтенант, а в 1950 году на той же должности майор - чудеса!
Но когда речь идет о подобных частях никаких чудес нет, а есть продуманная тонкая работа по маскировке этих частей выполняющих особо важные задачи по охране членов Стаки ВГК.
И всем нам надо внимательно собирать, а уж потом взвесить все за и против. И еще раз говорю, что я видел, то о чем пишет Александр Вячеславович, но из документов вижу, что особенно бронепоезда сатли особыми резервами командующимх армиями, продолжая оставаться де-юро в НКВД. Вспомните знаменитый бой БЕПО-73 за Яхрому 27 ноября 1941 года. Разве было время разбираться в каком ведомстве находился бронепоезд когда решался вопрос быть о защите  столицы нашей Родины - Москве!
Александр Слободянюк






« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 19:23:07 от Александр Слободянюк »
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 080
Из Управления войск НКВД СССР по охране железных дорог в адрес Начальника 5 отделения ОК НКВД СССР подполковника т.Князева было направлено служебное письмо следующего содержания:
                           Совершенно секретно
                              Экз.№2
                                                                                                     ЗДЕСЬ
   В порядке полной спецпроверки прошу проверить и сообщить не встречается ли компроментирующий материал на нижепоименованный руководящий офицерский состав:
   по 23 Дивизии:
……..
   по 31 Дивизии:
…..
12.Командир 31-го отдельного батальона майор Ищенко Петр Кириллович.
13.Начальник штаба 31-го отдельного батальона старший лейтенант Стефкин Алексей Дмитриевич.
      С ответом прошу не задерживать.
Заместитель Начальника войск НКВД СССР по охране железных дорого по кадрам полковник                                              АЖНИН (РГВА ф.28261 оп.1 д.21 л.15-17).
Из боевой истории БЕПО-56 под командованием старшего лейтенанта (капитана) Ищенко П.К.
« …Уже светало, когда экипаж выстроился у опушки леса, на левом берегу Днепра. П. К. Ищенко и В. А. Казарин подвели [35] итог пятидесятидневных боев. Погиб бронепоезд, а с ним и девять бойцов экипажа, пятнадцать человек получили ранения. Но враг заплатил за это дорогой ценой. На боевом счету экипажа один сбитый «юнкерс», одиннадцать подбитых танков, пять бронированных тягачей, две бронемашины. Уничтожено пять противотанковых орудий, двенадцать минометов, две артбатареи и около трех тысяч гитлеровцев. Несколько частей Красной Армии с помощью бронепоезда № 56 вышли из окружения.
29 декабря 1941 года все бойцы и командиры стальной крепости были награждены орденами и медалями. Девятнадцать человек получили орден Красного Знамени, двадцать два — орден Красной Звезды. Капитан П. К. Ищенко и комиссар В. А. Казарин заслужили высшую награду Родины — орден Ленина. 14 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.
….В ходе боев на Черниговщине в районе станции Щорс в оперативное подчинение дивизиона прибыл бронепоезд № 46 под командованием капитана В. К. Немазанникова. Бронепоезд был построен в Брянске еще до войны, сражался в первых боях в Литве и Латвии — под Шяуляем, Паневежисом, Даугавпилсом. Ветеран бронепоезда № 46 В. Г. Худик рассказывает: [37]
— Экипаж понес большие потери. Погиб наш «пушечный король» — наводчик Николаев, который показывал лучшие результаты стрельбы по движущимся целям. В боях были повреждены бронеплощадки, бронепаровоз, орудия. Наш броневик был направлен на ремонт в Брянск...
В начале сентября 1941 года на железнодорожном участке Низковка — Мена бронепоезда 6-го дивизиона нанесли неожиданный удар по наступающим вражеским колоннам. Сотни гитлеровцев были уничтожены метким огнем. 6-го сентября 1941 года на берегу Десны в районе станции Макошино бронепоезда были отрезаны гитлеровскими танками. Вражеская авиация и артиллерия обрушили страшный удар. Только четырнадцать человек, возглавляемых капитаном В. К. Немазанниковым, уцелели в бою. Уничтожив поврежденные бронепоезда, под покровом ночи они переправились через Десну.
Вскоре майор В. К. Немазанников возглавил 12-й отдельный дивизион, а некоторые бойцы бронепоезда № 46 вошли в состав формировавшегося 31-го ОДБП. …»
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945. — М.: Транспорт, 1992.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/h/0/chm/efimev_manzhosov_sidorov.zip
26.10.2011 г. Александр Слободянюк
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 25 534
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Спасибо за ответ!
К сожалению, написанное в "Красной Звезде" - практически полностью историческая "лажа", не вяжущаяся с ральностями ни советской военной истории, ни истории Москвы...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Уважаемый Константин Борисович советую сходить в Музей этого объекта, оказывается очень познавательно, сразу появится вера в авторитет уважаемой газеты Красная Звезда.
С уважением Александр Слободянюк
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 23:59:09 от Александр Слободянюк »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

konbort

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Илья Муромец построен в г. Муром на заводе им Ф.Э. Держинского а не в Горьком
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 25 534
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Спасибо за предложение! В музее этом я, конечно, уже был! Вон он у меня из окна виден - не вставая из-за компьютера :)
Именно после знакомства с этим, с позволения сказать, "музеем" у меня и начались сомнения... Начнём с того, что враньё там начинается "с самых ворот", то есть с таблички о том, что это, якобы, филиал ЦМВС.
В том, что там выставлены некоторые интересные экспонаты (я, кстати, всё там отснял), сомнений нет, но достаточно одного взгляда на так называемую "оперативную карту" в "кабинете Сталина", чтобы понять, что вся "историческая" информация там - такая же лажа, как и статья в "Звёздочке"...
А уж что экскурсоводы там рассказывают... Но я-то понимаю, что, если им придётся рассказывать всё, как есть, то туда ни в саму экспозицию, ни в ресторан никто не пойдёт вообще... Туда и так-то идти через развалины "Черкизона" и через толпы его бывших обитателей идти не сильно приятно...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 449
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
7 бойцов дивизиона (как особый Горьковский ) осуждены 1.04.1942г ВТ Московского гарнизона

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818883-0753/00000428.JPG&id=50466649&id=50466649&id1=34da49de3a5f3f7bc8b1ed651d847612


31-й особый Горьковский д-н бронепоездов, потери в апреле 1942г, в составе 3-й армии

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/001/058-0818883-0129/00000063.JPG&id=1336870&id=1336870&id1=ced3def4350988ea9ebb669281c10086


--------------------
Номер записи    575018811
Фамилия   Куропатка
Имя   Даниил
Отчество   Семенович
Последнее место службы   31 особ. д-н бронепоездов
Воинское звание   капитан
Причина выбытия   умер от ран
Дата выбытия   14.02.1945
Источники информации   ЦАМО

Номер записи    76002418
Фамилия   Куропаткин
Имя   Данил
Отчество   Семенович
Воинское звание   капитан администр. службы
Причина выбытия   умер от ран
Дата выбытия   14.02.1945
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0594260-0068/00000313.jpg&id=76002417&id=76002417&id1=ec974530674c960dbe8f666bddc5d4dc

умер от ран в Польше..
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 449
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Уважаемый Александр Ануфриевич, посмотрите воспоминания этого фронтовика:

"...В июле 1942-го меня и двух моих сослуживцев направили в школу младших командиров-бронепоездников в Свердловск. После ее окончания я получил назначение для прохождения дальнейшей службы в 31-й отдельный дивизион бронепоездов при главном управлении войск НКВД в Москву. Нашей задачей было сопровождать и охранять членов правительства и высших военных лиц при выезде на дальние расстояния и на отдельные участки фронтов. В ноябре 1942 года мне довелось сопровождать на Северо-Западный фронт в район города Торопца Калининской области в то время еще генерала армии Георгия Жукова. Под утро наш поезд остановился в каком-то лесу. Чувствовалась близость фронта, ухала дальнобойная артиллерия. Меня назначили начальником караула по охране состава. Я стоял и пытался увидеть знаменитого военачальника. Вижу, в мою сторону идет человек в обыкновенном сером пальто с толстым воротником и в офицерской шапке. Проходя мимо, он постучал пальцем по броне и спросил: «Ну как, сержант, крепка броня?» Я, почти не глянув на него, ответил, что ничего, крепка, а сам все косил на толпу и безуспешно искал Жукова. Потом спросил у военного: «А где же Жуков?» А он: «А кто же, ты думаешь, к тебе подходил?» Потом мне еще дважды пришлось сопровождать его. Обстановка на Северо-Западном фронте в то время была сложная, и в январе под Торопец мы сопровождали министра обороны маршала Семена Тимошенко.
 В марте 1943-го года мы везли в Миллерово Ростовской области члена Государственного Комитета Обороны (ГКО), министра путей сообщения Лазаря Кагановича. Этот человек проехал весь путь от Москвы до Миллерово не как обыкновенный пассажир, созерцающий все через окно вагона и попивающий душистый чай или кофе. Не было ни одной заметной железнодорожной станции, где бы он не вышел из своего вагона и не встретился с администрацией населенного пункта и коллективом железнодорожников. Люди окружали его плотным кольцом, и он с ними о чем-то подолгу говорил. Реки Дон и Черная Калитва Каганович преодолевал, пролезая по фермам и балкам взорванных мостов и прощупывая их руками, и только после этого садился в поезд. Как только мы вернулись в Москву, срочно выехали на юг. На этот раз доставляли в Елец Липецкой области членов ГКО Маленкова, Щербакова и Вознесенского.
Контузия
 Вот там-то меня и ранило... Была бомбежка, и накануне мы с ребятами тушили загоревшиеся машины. Устали очень, легли в вагоне отдохнуть. Мое место было на второй полке. Немцы в эту ночь все долбили и долбили город. Чтобы не слышать характерный прерывистый противный звук самолетов, я отвернул уши у шапки и плотнее натянул ее на голову. Это не помогло, уснуть не удавалось. В сердцах посмотрел в окно, чтобы узнать, скоро ли рассвет, и только приподнял голову, как получил удар в лицо и грудь от взрывной волны разорвавшейся бомбы. Помню только, что на зубах ощутил мерзлую землю, а дальше – темнота...
 Очухался уже в дивизионном лазарете в Москве. Позже меня перевели в 115-й полк НКВД, а затем я оказался в 215-м пограничном полку специального назначения. В задачу этого полка, как нам потом пояснили, входила охрана тыла действующей армии. После укомплектования людьми и техникой в июне 1944 года мы пешком отправились к передовой линии 2-го Прибалтийского фронта в Латвию..."

http://www.nepsite.com/node/9119
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 449
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
кстати, возможно, некоторую информацию найти в ЦАМО, если верить автору этой статьи - http://www.ainros.ru/materPP/470PobPrib.htm - то информация о 31 ОГВДБП черпалась отсюда:
 ЦАМО РФ, Ф. 31 ОГВДБП, Оп. 328235, Д. 1, Л. 2-3

Даже интересно, можно ли там найти связь между такими противоречивыми данными о дивизионе..

Сергей

« Последнее редактирование: 07 Январь 2012, 20:35:13 от Александр Слободянюк »
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 080
кстати, возможно, некоторую информацию найти в ЦАМО, если верить автору этой статьи - http://www.ainros.ru/materPP/470PobPrib.htm - то информация о 31 ОГВДБП черпалась отсюда:
 ЦАМО РФ, Ф. 31 ОГВДБП, Оп. 328235, Д. 1, Л. 2-3

Даже интересно, можно ли там найти связь между такими противоречивыми данными о дивизионе..

Сергей

Уважаемый Сергей Сергеевич добрый вечер!
На сегодня имеем, что согласно данным из Управления войск НКВД по охране железных дорог в период войны имелся отдельный батальон, так например он указан в документе, который я выложил. И в это же время 31-й ОДБП РККА.
Однако состав бронепоездов на это время, согласно воспоминаниям участников войны, был примерно одинаковым. Единственное различие, что спецбронепоезда включали в свой состав бронированные спецвагоны для первых лиц  и  дополнительные вагоны для охраны, вагон-столовая, вагон для командного пункта и вагон для узла связи, эелктросанция, площадки для автотранспорта членов ВКГ и его охраны, дополнительные бронемашины.
Судя по тому обстаятельству, что для охраны материальной части 60-го отдельного батальона бронепоездов МВД 31-й ОДБП выделял в 1950 году на два месяца караул численностью не мене 30 чел. в двумя офицерами, то охранять им довелось достатчтоно серьезный и масштабный объект (объекты). Пока  про этот дивизион матераилов нет. Поскольку работа в РГВА продолжается, я думаю, что нас ждут впереди еще новые открытия. С увжанием Александр Слободянюк
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 080
кстати, возможно, некоторую информацию найти в ЦАМО, если верить автору этой статьи - http://www.ainros.ru/materPP/470PobPrib.htm - то информация о 31 ОГВДБП черпалась отсюда:
 ЦАМО РФ, Ф. 31 ОГВДБП, Оп. 328235, Д. 1, Л. 2-3

Даже интересно, можно ли там найти связь между такими противоречивыми данными о дивизионе..

Сергей

Сергей добрый вечер и Новым 2012 Годом!
В составе войск Московской зоны обороны по состоянию на 1.12.1941 года находился БЕПО-53 НКО и НКВД с местом дислокации на Октябрьском вокзале. (ЦАМО Ф.850 ОП.11158 Д.75 Л.29, подлинник)
Александр Слободянюк
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »