Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Могилы лётчиков на Измайловском кладбище Москвы  (Прочитано 7511 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаются результаты моей исследовательской работы по захоронениям военных лётчиков на одном из московских кладбищ.

2013 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

ИЗМАЙЛОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АВИАЦИОННОГО НЕКРОПОЛЯ ОТЕЧЕСТВА

Измайловское кладбище – один из исторических некрополей Москвы, возникший как локальный, сельский погост ещё в 1672 году. С 1676 года при нём существует каменный храм Рождества Христова, «что в селе Измайлово», с того времени не прерывавший свою службу ни на год и действующий по настоящее время. Современное Измайловское кладбище столицы России – это меньшая (площадью 3 гектара) часть бывшего обширного сельского погоста, на котором сохранились отдельные захоронения, начиная с 18-го века. Ныне Измайловское кладбище является мемориальным, недействующим (на нём запрещены новые захоронения), и, ещё с 1935 года находясь в границах крупнейшего отечественного мегаполиса, до сих пор в значительной мере сохранило черты сельского погоста.
В середине прошлого столетия это кладбище оказалось ближайшим к Измайловскому аэродрому, который в 1942 – 1959 годах являлся Центральным аэродромом Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота. Поэтому неслучайно, что в те годы здесь появился ряд могил военных авиаторов, благодаря чему нынешнее Измайловское кладбище стало составной частью Авиационного Некрополя Отечества.

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Первая «авиационная» могила появилась на Измайловском кладбище осенью 1943 года. В ней упокоились погибшие при воздушной катастрофе 4 члена экипажа и 2 пассажира транспортного самолёта «ТБ-3» из состава 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота. Речь шла о военном самолёте с бортовым номером «169», ранее  обозначавшемся как «АНТ-6» («Г-2») «Авиаарктика», с заводским номером «22735» и регистрационным обозначением Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного Морского Пути  при Совете Народных Комиссаров Союза ССР (УПА ГУСМП СНК СССР) «СССР-Н-169». 4 октября 1943 года «169-й» вылетел с постоянного места своего базирования на аэродроме Нарьян-Мар в Москву, и на следующий день, 5 октября при обратном полёте с Центрального аэродрома ВМФ в Измайлове в Архангельск (по другим данным – в Ваенгу) потерпел катастрофу в районе города Солнечногорска (ныне – районный центр Московской области Российской Федерации). В результате этой катастрофы погибла часть находившихся на борту самолёта военных авиаторов, тела которых, очевидно, первоначально были доставлены на аэродром взлёта и уже оттуда перевезены для захоронения на близлежащее Измайловском кладбище Москвы. Это были:
БУЗАЕВ Николай Фёдорович – майор, командир корабля, заместитель командира 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, родился 06/19.04.1907 в Кизыл-Арвате (ныне – город Сердар Балканского велаята Туркмении), русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «1335407»), на военной службе с 1929 года (в том числе – в 1934 – 1941 годах в запасе), кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды (посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени), ближайшие родственники – жена Бузаева Вера Дмитриевна и ребёнок, проживавшие по адресу: Москва, Садово-Кудринская улица, дом 14/16, квартира 24,
БЕШЕНЦЕВ Семён Павлович – старший техник-лейтенант, механик авиационный бортовой, родился 12.03.1904 в селе Починки (ныне – районный центр Нижегородской области Российской Федерации), русский, рабочий, из крестьян, беспартийный, призван на военную службу 13.07.1941 по мобилизации из Гражданского Воздушного Флота, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, ближайший родственник – жена Бешенцева Анна Николаевна, проживавшая в эвакуации из Починков по адресу: Красноярск, улица Ленина, дом 25, квартира 6,
СКОКОВ Владимир Васильевич – сержант, воздушный стрелок-радист, родился в 1917 году в городе Старый Оскол (ныне – районный центр Белгородской области Российской Федерации), русский, из рабочих, член ВКП(б), призван на военную службу в 1939 году Старооскольским районным военным комиссариатом, ближайшие родственники – мать Скокова Анна Ивановна и жена Алексютина Анна Семёновна, проживавшие по адресу: Старый Оскол, Ездоцкая улица, дом 4,
ДУДИНОВ Николай Карпович – сержант, второй воздушный стрелок-радист, родился в 1912 году в селе Дудино (ныне – Володинского сельского поселения Бабаевского района Вологодской области Российской Федерации), беспартийный, призван из запаса 29.04.1941 Бабаевским районным военным комиссариатом, ближайшие родственники – мать Дудина Мария Ивановна и сестра Болдырева Ольга Карповна, проживавшие по адресу: Орловская область, Чибисовский район, Чибисовский сельский совет, Картофельно-опытная станция,
АШИХМИН Леонид Филиппович – младший лейтенант, адъютант Командующего Военно-Воздушными Силами Северного флота (пассажир самолёта), родился 08.04.1919 в селе Большое Палкино (ныне – несуществующий населённый пункт на территории Сардыкского сельского поселения Унинского района Кировской области Российской Федерации), русский, рабочий, из семьи служащего, кандидат в члены ВКП(б) (номер кандидатской карточки – «3491409») с 1942 года, призван на военную службу по специальному набору 1939 года («1000») Сталинским районным военным комиссариатом города Астрахани, ближайшие родственники – жена Васильева Аполлинария Георгиевна и сын Ашихмин Владимир Леонидович проживали по адресу: Мурманская область, посёлок Губа Грязная, дом 14, квартира 26,
ПРОКОПЕНКО Спиридон Андреевич – лейтенант, «диспетчер ВВС Красной Армии» (пассажир самолёта), прочие персональные данные не выявлены.

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Через полгода на Измайловском кладбище появилась ещё одна братская могила военных лётчиков. В ней были захоронены останки членов экипажа самолёта «Ли-2» из состава 5-й авиационной эскадрилии 65-го авиационного полка специального назначения Управления Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота, постоянно базировавшегося на Измайловский аэродром. Самолёт потерпел катастрофу 24 марта 1944 года в районе города Загорска (ныне – районный центр Сергиев-Посад Московской области) при возвращении с аэродрома Ягодник (Архангельск). В результате неё погиб весь экипаж самолёта в составе 6 человек:
ПОЛОЗОВ Александр Александрович – подполковник, командир корабля, родился 07.11.1904 в селе Гречаны (ныне – в составе города Хмельницкий Хмельницкой области Украины), русский, служащий (рабочий), из мещан, член ВКП(б) с 17.11.1942, на службе с 10.1925, кавалер 2 орденов Красного Знамени,
РИПИНСКИЙ Павел Петрович – капитан, второй пилот, родился в 1911 году в селе Репухово (ныне – Смольянского сельского совета Оршанского района Республики Беларусь), белорус, служащий, из крестьян, холост, проживал по адресу: Москва, Бахрушинский переулок, дом 6, квартира 6, 28.04.1941 направлен Краснопресненским районным военным комиссариатом Москвы на военные сборы,
ЛОГОШИН Дмитрий Егорович – капитан, штурман авиационной эскадрилии-штурман корабля, родился 15.05.1914 в деревне Першиково (ныне – Белохолмского сельского поселения Глинковского района Смоленской области Российской Федерации), русский, служащий, из крестьян, член ВКП(б) с 02.07.1942, холост, на службе с 01.08.1935, кавалер ордена Красного Знамени,
КОСОЛАПОВ Константин Дмитриевич – старший лейтенант, помощник штурмана корабля-воздушный стрелок-радист, родился 27.11.1910 в деревне Мозговая (ныне – Кежемского района Красноярского края Российской Федерации), русский, рабочий, из крестьян, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «3409132»), женат, призван по мобилизации в 07.1941, награждён медалью «За боевые заслуги»,
АКИМОВ Фёдор Степанович – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой, 1908 года рождения, в кадровом составе с 1937 года,
ЗАЖИГИН Андрей Николаевич – старший сержант, механик авиационный бортовой, 1918 года рождения, призван на срочную службу в 1941 году.
(Дополнительные персональные данные по ним не установлены).

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Очевидно, в 1960-х годах обоим погибшим экипажам был установлен общий надгробный памятник из красного гранита. На лицевой стороне обелиска выбит ряд памятных надписей:
- вверху, под контурным изображением пятиконечной звезды – «5 октября 1943 г(ода) при / авиационной катастрофе / в районе г(орода) Солнечногорск / погибли / Майор Бузаев / Николай Федорович / Ст(арший) техн(ик-)лейт(енант) Бешенцев / Семен Павлович / Лейтенант Ашихман / Леонид Филиппович»,
- в центре – «24 марта 1944 г(ода) при / авиационной катастрофе / в районе г(орода) Загорск погибли: / Подполковник Полозов / Александр Алексеевич / Капитан Репинский / Павел Петрович / Ст(арший) лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович / Ст(арший) лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич / Ст(арший) техн(ик-)лейт(енант) Акимов / Федор Семенович / Ст.сержант Зажигин / Андрей Николаевич.»,
- внизу – «Вечная слава / солдата и офицерам / Советской армии(,) павшим / в боях за свободу и незави- / симость нашей Родины.».
К этому времени у погибших при катастрофе самолёта «Ли-2» лётчиков уже имелся отдельный памятник тёмно-красного гранита, на котором под рельефным изображением пятиконечной звезды была выбита следующая памятная надпись: «24 марта 1944 года / при авиакатастрофе погибли / капитан Репинский / Павел Петрович 1911 г(ода) р(ождения) / подполковник Полозев Александр Алексеевич 1904 г(ода) р(ождения) / ст(арший) лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович 1916 г(ода) р(ождения) / ст(арший) лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич 1911 г(ода) р(ождения) / ст(арший) тех(ник-)лейтенант Акимов / Федор Семенович 1908 г(ода) р(ождения) / ст(арший) сержант Зажигин / Андрей Николаевич 1918 г(ода) р(ождения)».   
Погибшим же при катастрофе самолёта «ТБ-3» пяти авиаторам впоследствии, очевидно, в 1970-х – 1980-х годах, были установлены индивидуальные памятники – чёрного гранита стелы с текстами: «Бузаев / Николай Федорович / 19.IV.1907 – 5.Х.1943», «Дудинов / Николай Васильевич / ск(ончался) 5.Х.1943», «Бешенцев / Семен Павлович / ск(ончался) 5.Х.1943», «Ашихмин / Леонид Филиппович / ск(ончался) 5.Х.1943» и «Прокопенко / Павел Васильевич / ск(ончался) 5.Х.1943». Обращает на себя внимание, что такого же надгробного камня нет у захороненного здесь же, как было показано выше, Н.К.Дудинова.
На общем памятник фамилия командира корабля «ТБ-3» Бузаева первоначально была выбита как «Бузалев», но затем исправлена. На многочисленные иные ошибки и несоответствия на обоих памятниках и стелах нами было указано в «Справке о лётчиках морской авиации, похороненных на Измайловском кладбище города Москвы». Она была подготовлена нами в 2009 году и тогда же представлена при личной беседе тогдашнему директору Преображенского некрополя столицы, которому в административном отношении было подчинено Измайловское кладбище. Целью написания и подачи этой «Справки…» было, по нашему мнению, стремление к устранению всех указанных в ней ошибок и неточностей к грядущему 65-му юбилею Великой Победы. Однако к этой праздничной дате на Измайловском кладбище на деле на обоих памятниках погибшим морским авиаторам лишь обновили золотой краской все уже существующие надписи…

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
(Здесь нельзя не упомянуть и о том, что, кроме перечисленных выше имён погибших лётчиков, на левой боковой грани общего памятника им упомянуты ещё два военнослужащих, не имевших отношения к авиации:
- Куренков Василий Васильевич – красноармеец, телефонист 42-го мотострелкового полка 42-й танковой дивизии (в/ч 2871), родился в 1905 году в Москве, жена Константинова-Куренкова проживала по адресу: Москва-37, Первомайская улица, дом 17б, квартира 1, призван из запаса Сталинским районным военным комиссариатом города Москвы, умер 18.08.1941 в одном из эвакуационных госпиталей Московского военного округа «от травматического повреждения спинного мозга с полным трансверсальным повреждением его» 07.08.1941, похоронен женой на Измайловском кладбище, увековечен в Книге Памяти Москвы (том 17, страница 163);
- Устимов Степан Алексеевич – ефрейтор, электромеханик 52-й зенитной артиллерийской дивизии Московской армии ПВО, родился в 1917 году в деревне Вязовка, ныне – Ачкинского сельского совета Сергачского района Нижегородской области Российской Федерации, где проживали его мать и жена Устимова Татьяна Алексеевна, призван по мобилизации 23.06.1941 Кагановичским районным военным комиссариатом города Горького (ошибочно – Каширским районным или Московским городским военными комиссариатами), 23.08.1944 «убит столбом при исправлен электролинии» и похоронен на Измайловском кладбище «в могиле № 588», четырежды увековечен в Книгах Памяти - Москвы (том 17, страница 163), Московской области (том 7, страница 446) и Нижегородской области (том 11, страница 418 и том 16, страница 93).
Возможно, что останки В.В.Куренкова и С.А.Устимова в период повсеместного по СССР «укрупнения» воинских захоронений действительно дозахоронили в братские могилы лётчиков, но, скорее всего, они были со временем утрачены, после чего эти имена просто дописали на боковую грань памятника.)
Согласно составленной в 1991 году «Учётной карточке воинского захоронения», описанные нами захоронения морских авиаторов на Измайловском кладбище находятся на так называемом «Воинском участке» размером 6 на 4 метра, где «На могиле имеются – ограда, обелиск из красного гранита, мемориальная доска и 5 отдельно стоящих цветников с мемориальными досками» в «удовлетворительном» состоянии. По данным того же документа, над указанным в нём захоронением шефствует «в/ч 6549 МВД» (ныне – Центральная объединённая военная база Министерства внутренних дел Российской Федерации в городе Балашиха Московской области).

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Однако на Измайловском кладбище поныне сохранилось ещё одно братское захоронение военных лётчиков, имевших при жизни отношение к местному аэродрому. Северо-восточнее «Воинской площадки», недалеко от восточной стены кладбища среди прочих могил можно отыскать скромный надгробный памятник из окрашенного в белый цвет цемента, увенчанный металлической пятиконечной звездой. Под ней – две овальной формы фотографии на керамике и ещё заметные следы первоначальных надписей: «Лётчик Саловский Алексей Михайлович» и «Лётчик Родников Алексей Алексеевич». Ниже них в памятник вмонтирована позднейшего происхождения доска красного камня с текстом: «Саловский А.М. (Родился) 16(.)III.1918 / Родников А.А. (Родился) 22(.)III.1922 / Погибли 19(.)VI.1952».
К сожалению, когда в 1991 году в России проводилась паспортизация воинских захоронений, работники тогдашних Первомайского районного военного комиссариата (военком - полковник В.Лукьяненко) и Исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся во главе с заведующим 2-м сектором Сячиным весьма формально отнеслись к выполнению этой работы. Поэтому данное воинское захоронение не было паспортизировано – несмотря на то, что тогда в «в конторе кладбища … регистрационные книги о захороненных имеются … с 1946 года по настоящее время» (как было написано в тексте цитированной нами выше «Учётной карточки…»). Однако вскоре все документы Измайловского кладбища были отправлены на хранение в архив Николо-Архангельского некрополя столицы, где в тех же «лихих 1990-х» были полностью уничтожены случившимся там пожаром…
…Поэтому принадлежность обоих захороненных в этой братской могиле лётчиков нам пришлось устанавливать по другим источникам. По данным Филиала Центрального архива Министерства обороны-Архива Военно-морского флота в Гатчине, лётчики А.А.Родников и А.М.Саловский никогда не служили в Авиации ВМФ СССР. Однако, информацию о первом из них удалось найти в Общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - http://www.podvignaroda.ru/ . Согласно ей, лётчик-инструктор Кировобадской военно-авиационной школы пилотов имени Хользунова лейтенант Алексей Алексеевич Родников 30 июня 1944 года был представлен «к правительственной награде – медали «За боевые заслуги» и 23 февраля следующего, 1945-го награждён ей. Он родился в 1922 году в посёлке Ртищево (ныне – город, центр одноимённого района Саратовской области Российской Федерации), в 1938 году вступил в ВЛКСМ, а в марте 1941-го был призван в Красную Армию Сталинским районным военным комиссариатом города Москвы (то есть с территории, куда к тому времени входило Измайлово). Таким образом, нами было установлено, что как минимум один из захороненных здесь был в годы войны лётчиком ВВС Красной Армии. Хотя никакие соединения и подразделения именно армейской авиации никогда за время существования Измайловского аэродрома здесь не базировались, но известно, что в послевоенное время, до самого его конца существования в 1959 году здесь дислоцировалась одна из истребительных авиационных частей Войск ПВО страны, имевшая на вооружении машины МиГ-15. Очевидно, что именно ей и принадлежала «спарка» - двухместный истребитель в учебно-тренировочном варианте УТИ, потерпевший катастрофу в небе Измайлова 19 июня 1952 года. Местные старожилы в одном из разговоров с автором этого материала вспоминали о некой послевоенной авиационной катастрофе, когда самолёт с близлежащего аэродрома упал на деревню Колошино (Калошина; исторически относилась к селу Измайлову), и при этом, якобы, имелись разрушения и человеческие жертвы среди местного населения. Однако отмеченное выше отсутствие ныне кладбищенских учётных документов не позволяет нам установить имена погибших в указанный день и захороненных вскоре на Измайловском кладбище местных жителей, чтобы подтвердить или – в случае отсутствия таковых – опровергнуть данную, устную информацию. По нашему предположению, «спарка», пилотируемая А.М.Саловским, с лётчиком-инструктором А.А.Родниковым сзади, потерпела аварию – учитывая господствующее направление ветра в том районе – при посадке на аэродроме Измайлово, совсем немного не дотянув до торца его взлётно-посадочной полосы…

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
…А вот ещё одна могила «измайловского» авиатора на местном кладбище к настоящему времени, увы, не сохранилось, и упоминание о ней ныне мы можем найти только в одном архивном документе. Так, в хранящемся ныне в том же Гатчинском архиве «Именном списке персональных безвозвратных потерь личного состава Авиационной эскадрилии Управления ВВС ВМФ - 65-го транспортного полка специального назначения при Главном Управлении ВВС ВМФ» под номером «7» за 1944 год числится авиационный моторист этого полка сержант Николай Николаевич Мухин. Призванный на срочную службу в мае 1941 года, он 23 августа 1944-го «жизнь покончил самоубийством» и, согласно последней записи в этом «Именном списке…», был похоронен именно на Измайловском кладбище. Очевидно, что его могила была утрачена ещё в 1950-х годах, когда большая часть территории этого сельского кладбища пошла под новую городскую, многоэтажную жилую застройку Измайлова. Мы можем с уверенностью предполагать это, так как ныне не существует именно восточной, дальней от храма части кладбища, где и мог быть похоронен этот самоубийца…
…В ходе полного обследования территории Измайловского кладбища в мае – июне 2009 года нами были локализованы ещё четыре захоронения лиц, имевших при жизни отношение к авиации. Перечислим их в алфавитном порядке:
Буряков Михаил Иванович (21.11.1903 – 26.04.1956) – инженер-полковник Инженерно-авиационной службы ВВС,
Кобылинский Юрий Николаевич (1936 – 1972) – на фото на памятнике – в форме лётчика в звании лейтенанта,
Мартынов Евгений Васильевич (12.02.1924 – 13.05.2005) – Герой Советского Союза, участник боевых действий Великой Отечественной войны в 1943 – 1945 годах, полковник в отставке,
Онопко Василий Ефимович (08.08.1927 – 12.10.1990) – на рисунке на камне с фото на памятнике – в форме старшего лейтенанта ВВС.
Такова «авиационная составляющая» Измайловского кладбища города Москвы. Как было показано, всего на нём в 1943 – 2005 годах было захоронено 19 военных авиаторов, что сделало Измайловское кладбище одной из составных частей Авиационного Некрополя Отечества.

Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала своего коллегу из Пушкина (Санкт-Петербург) Сергея Щербинина.

Окончани материала следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
С рядом иллюстративных материалов по данной теме вы сможете ознакомиться вот по этим Интернет-ссылкам:
Любительская фотография Измайловского кладбища в 1957 году - http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xu/
Общий вид «Воинской площадки» Измайловского кладбища - http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xB/
Памятник экипажу Ли-2 - http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xF/
Штурман Ли-2 капитан Д.Е.Логошин - http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1y4/
Вид грани памятника погибшим авиаторам с нанесёнными на ней именами двух других захороненных на Измайловском кладбище военнослужащих - http://shot.qip.ru/00cpVT-3lRCWJ1xG/
Общий вид памятника экипажу МиГ-15УТИ - http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xL/
Фотографии погибших лётчиков МиГ-15УТИ –
http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xO/
http://shot.qip.ru/00cpVT-1lRCWJ1xP/
Послевоенные захоронения авиаторов на Измайловском кладбище –
http://shot.qip.ru/00cpVT-1lRCWJ1xR/
http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xS/
http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xT/
http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xU/
Этот же материал со вставками иллюстраций в текст размещён мной на Международном Военном Форуме вот здесь - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000044-000-0-0#007
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Уважаемый Константин Борисович! А что известно о самом аэродроме? В районе каких нынешних улиц Москвы он располагался, какая ВПП имелась, сохранилось ли что-нибудь из построек служб?
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Роман Михайлович!
На Ваши вопросы отвечу здесь кратко - не только потому, что они выходят за рамки данной темы нашего Форума, но ещё и потому, что в перспективе планирую отдельную Интернет-публикацию специально по истории Измайловского аэродрома.
Как я уже написал выше, как Центральный аэродром ВМФ он существовал в 1942 - 1959 годах. До войны он являлся учебным аэродромом Осоавиахима с травяным полем, но в ходе войны на нём была сделана ВПП из стандартных шестиугольных плит (ими до сих пор вымощена площадка перед универмагом "Первомайский"). Полоса шла от нынешнего Щёлковского автовозала в район пересечения Сиреневого бульвара с 16-й Парковой улицей. Из аэродромных построек до сих сохранились два здания - штаба (2-х этажное, надстроенное на 2 этажа и превращённое в жилой дом) на 16-й Парковой и стандартной солдатской казармы на Чусовой улице (недалеко от Щёлковского шоссе). Некоторое время назад было снесено здание обслуживавшего аэродром флотского стройбата в конце Сиреневого бульвара.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Благодарю Вас за ответ, уважаемый Константин Борисович! Интерес мой в данном случае не праздный, так как семья наша жила в 60-е на 5-й Парковой. Буду с нетерпением ждать Ваших дальнейших публикаций по "Измайловской" теме.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Роман Михайлович!
Спасибо за пожелание!
Наше общение по теме истории Измайлова, выходящей за рамки нашего Форума, мы можем продолжить в личной переписке.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
С удовольствием, уважаемый Константин Борисович!
Записан

karel

  • Гость
На форуме сайта "Полярная почта" есть тема руководителя поисковой группы РАН ЭКО "Истоки" С.В. Козлова
о поиске самолета СБ-2 потерпевшего катастрофу 14 сентября 1943 года в р-не Нарьян-Мара:
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=68&t=4273

Среди погибших членов экипажа указан воздушный стрелок-радист, старший сержант Скоков Владимир Васильевич, 1917 г.р., г. Старый Оскол, Курской области.
Имеются ссылки на документы Гатчинского архива:
Документ 3 (ф.1067, оп.1, д.20, л.420).
Управление ВВС Беломорской флотилии "Аварийные акты, переписка по авариям и катастрофам с 2 января по 22 ноября 1943 г.":
"Аварийный бюллетень № 8 по Беломорской АГ за август-сентябрь 1943 г.
… 14 сентября 1943 г. произошла катастрофа самолета СБ, летчик командир 16 ТАО майор Крестьянов. Выполняя перелет Ягодник – Нарьян-Мар, летчик не прибыл в Нарьян-Мар и не возвратился на Ягодник. Предпринятыми поисками самолет спустя 4 дня был обнаружен в тундре в 7 км восточнее оз. Сульское сгоревшим. Экипаж 4 человека:
-   майор Крестянов;
-   ст. лейтенант Петухов;
-   ст. техник-лейтенант Карцев;
-   ст. сержант Скоков…"

Документ 4 (ф.12, оп.1, д.1156, лл.219-256).
"Акты катастроф ВВС СФ (полные разборы происшествий)":
"Самолет СБ, изготовленный в июне 1939 г. на заводе № 20. Два мотора М-103У № 923-278 и 943-761. Место падения: 7 км восточнее оз. Сульское. Координаты 66*42' северной широты, 49*41' восточной долготы.
При перелете 18 сентября 1943 г. был обнаружен СБ майора Крестьянова, но штурман не отметил место на карте. И потом при поисковом полете 19 сентября 1943 г. самолет снова не обнаружили и только спустя 4 дня его обнаружили… 26 сентября 1943 г. на место падения самолета была отправлена поисковая экспедиция на оленьих упряжках, т.к. добраться туда по другому, было невозможно, которая прибыла на место падения только 12 октября 1943 г.
Трупы были уже все разложившиеся, всех их мы там похоронили… Скоков и Карцев от места удара лежали в 5 метрах, у Скокова оторваны обе ноги и разбита голова, а Карцев весь поломан. Крестьянова всего разорвало и от места удара разбросало по курсу на 40-50 метров, от него нашли одну ногу, волосы от головы и кучку тела. Петухов от места лежал в 100 метрах по курсу, ноги у которого были переломаны…".

Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый karel!
Благодарю вас за интресную ссылку! С этим надо будет разбираться дальше!
Одновременно сообщаю, что на форуме сайта "Полярная почта" сразу в двух темах - http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=68&t=5341 и http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=159&start=60 - появились цитаты из моей работы со ссылкой на наш Форум.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

karel

  • Гость
Уважаемый Константин Борисович!
Я автор (ник-Леспромхоз) этих сообщений на форуме "ПП" с цитатами из Вашей работы.
Поскольку возникли вопросы с датой гибели самолета "Н-169", СКОКОВЫМ и ДУДИНОВЫМ и желание добраться до истины.

С уважением - karel
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый karel!
Безусловно, разобраться с этими разночтениями надо!
Но очень жаль, что погиб весь архив Измайловского кладбища...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

karel

  • Гость
... 
Погибшим же при катастрофе самолёта «ТБ-3» пяти авиаторам впоследствии, очевидно, в 1970-х – 1980-х годах, были установлены индивидуальные памятники – чёрного гранита стелы с текстами: «Бузаев / Николай Федорович / 19.IV.1907 – 5.Х.1943», «Дудинов / Николай Васильевич / ск(ончался) 5.Х.1943», «Бешенцев / Семен Павлович / ск(ончался) 5.Х.1943», «Ашихмин / Леонид Филиппович / ск(ончался) 5.Х.1943» и «Прокопенко / Павел Васильевич / ск(ончался) 5.Х.1943». Обращает на себя внимание, что такого же надгробного камня нет у захороненного здесь же, как было показано выше, Н.К.Дудинова.

Уважаемый Константин Борисович!
Наверное правильнее "надгробного камня нет у ..., В.В.Скокова"

С уважением, karel
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый karel!
Благодарю за уточнение: описка, которую до Вас никто не заметил...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27 350
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В развитие поиска в данной теме: на сайте Белорусского музея авиационной техники, в разделе "Мемориал" появился мой материал под названием "Захоронение морского лётчика из Белоруссии на Измайловском кладбище города Москвы" -
http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/ripinskij/0-147
В нём - подробная информация по одному из захороненных там морских лётчиков-уроженцу Белоруссии - капитану П.П.Рипинскому.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »