Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Донесения о катастрофе ДБ-3 23 тбаб 26.8.1937г. (Григорьев, Прянников, Блохин)  (Прочитано 1023 раз)

Анастасия Туманова

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 94
В нашей семье была информация, что Николай Андреевич Григорьев погиб в результате вредительства: вместо кислорода был другой газ. Видимо, естественно, всей правды не рассказали.

В РГВА нашла два донесения об этой катастрофе:
РГВА, фонд 4, опись 14, дело 1784(2) «Докладные записки начальника ВВС РККА, командующего авиационной армией и командиров авиачастей о расследовании причин аварий самолетов», лист 172:
СССР Штаб 23 тяж. бомбардир. авиационной бригады отделение строев. 28 августа 1937 г. № 00418
Народному комиссару обороны, маршалу Советского Союза тов. Ворошилову
копия Нач-ку ВВС РККА, Командующему АОН
Доношу, что 28.8.37 в 14-25, при выполнении полетного задания, потерпел катастрофу в районе Юрьев-Подольск (17 км зап. дер. Михали) самолет ДБ-3 № 3039001, пилотируемый летчиков 90 А.Э. Григорьевым. Самолет разбит. Экипаж в составе:
летчик Григорьев.
штурман Прянников
и стр. радист Блохин – убиты.
   Причины катастрофы выясняются.
Вр. Командира 23 А.Б. интендант 3 ранга Турчанинов

РГВА, фонд 4, опись 14, дело 1784(2) «Докладные записки начальника ВВС РККА, командующего авиационной армией и командиров авиачастей о расследовании причин аварий самолетов», листы 185-188 с оборотами:
СССР НКО
Командующий
Авиационной
Армией
3 сентября 1937 г.
№ 407678*
г.Москва
Народному комиссару
обороны СССР
Маршалу Советского
Союза
тов.Ворошилову

Проведенным мною расследованием катастрофы, произошедшей с самолетом ДБ-3 23-й авиабригады 26 августа с/г в районе станция Пекши (Кольчугино) установлено нижеследующее:
I.   Задача полета и состав экипажа:

1.   На указанном самолете производился очередной испытательный полет по установленной программе войсковых испытаний, заключавшийся в проверке машины, ее бомбардировочного оборудования, радиосвязи, кислородного и навигационного оборудования в высотном полете по маршруту: Монино – Рязань – Владимир – Горький – Иваново – Ярославль – Кимры – Монино на высоте в 8000 м.
2.   Экипаж в составе: командир самолета ст. лейтенант тов. Григорьева, штурмана ст. лейтенанта тов. Прянникова и стрелка радиста т. Блохина готовился выполнять этот полет еще 25/VIII, но тот день из-за неблагоприятной погоды полет был отменен.
26.VIII условия погоды улучшились и в 10.45 м, самолет вылетел на выполнение задания, вслед за двумя другими самолетами этого же типа, посланными – один в длительный маршрут, другой – в высотный полет (эти самолеты свои задания успешно выполнили).
3. Командир самолета ст. лейтенант Григорьев производил 13-й маршрутный полет, из которых 7 было совершено на высоте 5000 – 9000 м; всего он за три месяца испытаний налетал на самолете ДБ-3 97 ч. 12 м. и считался отличным летчиком.

II. Обстоятельства катастрофы

1.   Около 14 часов 26/VIII самолет пролетал над районом Юрьев-Подольский, идя от Иванова курсом на Монино. Местными жителями он был замечен на очень большой высоте, значительно выше отдельных кучевых облаков, высоты которых были определены другими самолетами в 3500 м.
2.   Близ села Петровское (15 км от ст. Пекша) самолет вдруг стал снижаться. Местные жители услышали резко усиливающийся звук моторов и заметили за самолетном белую полосу (обычная конденсация влаги на большой высоте). В очень короткое время самолет с работающими моторами потерял высоту и с огромной скоростью (свыше 500 в час) врезался в лес близ д. Михали, сломав более 100 деревьев.
3.   Показания многочисленных очевидцев снижения и картина срубленных самолетом деревьев на протяжении около 150 м говорит о том, что самолет шел к земле почти по прямой под углом 30°-35°, с небольшим правым креном.
4.   Врезавшись в деревья, самолет разрушился на мелкие куски; после удара о землю моторы вырвались из крыльев и далеко (на 100 м) улетели вперед, как и колеса шасси со своими стойками.
5.   По расположению разрушенных частей машины и моторов на месте катастрофы совершенно бесспорно установлено, что самолет врезался в лес, летя в перевернутом положении. Момент перехода самолета в перевернутое положение в воздухе не установлен.
Вторым бесспорным фактом является то, что моторы самолета работали все время до самого удара на повышенных оборотах и не выключались. Это подтверждается не только наблюдениями очевидцев, но и состоянием моторов, а также наличием включенного на оба магнито выключателя зажигания, найденного на месте катастрофы.
Третий факт – сохранность сочленений в управлении рулет глубины и нейтрального положения тримеров руля поворота и руля глубины.

III. Причины катастрофы

1.   Характер падения самолета с работающими моторами в отсутствие разрушений конструкция самолета в воздухе, подтверждаемое наблюдателями с земли, исключает из причин вероятных причин катастрофы неисправность тех или иных механизмов конструкции самолета. Если допустить, сто отказало управление машиной, то против этого говорит падение с работающими моторами, которые летчик непременно бы выключил. Если допустить, что сдал один мотор, то квалификация летчика вполне обеспечивала благополучный спуск и посадку машины. Равным образом исключается влияние внешних условий: погода вполне допускала выполнение задачи и не затрудняла полет. Обледенение машины в воздухе также исключается, т.к. на высоте 7.000 было
-24°, а в облачном слое +3°.
2. Таким образом, остается единственно правильным признать, что катастрофа произошла из-за потери сознания летчиком.
Возможность потери сознания в свою очередь обуславливается одной из двух причин (или обеими вместе):
   а) кислородным голоданием;
   б) переутомлением.
Взятый в воздух запас кислорода обеспечивал полет на большой высоте в течение 3,5-4 часов. Однако, качество кислородной аппаратуры у нас еще не обеспечивает абсолютно надежной ее работы. В практике было не мало случаев, когда кислород расходовался быстрее, из-за утечки в атмосферу, маски обмерзали и т.д. Вскрытие тел не установило признаков кислородного голодания, но это показатель не вполне убедительный, т.к. кратковременный перерыв в поступлении кислорода может не сказаться на органах дыхания и качестве крови, а обморочное состояние вызвать может.
Необходимо учесть и вторую причину: переутомление, т.к. тов. Григорьев за последнее время чувствовал себя не в полном порядке: у него бывали головные боли, боль под ложечкой; наблюдалось общее похудание. Питательный рацион не обеспечивал восстановления расходуемых сил. В кругу товарищей, т. Григорьев заявлял, что идет на последний высотный полет и более испытывать машину на высоте не будет.
   В одном из своих высотных полетов у т. Григорьева было временное помутнение сознания, произошедшее при снижении до 5000 м. Найденная в пневмопочте записка от стрелка-радиста и штурмана «напиши, как твое самочувствие», подкрепляет предположение о наличии тревожных симптомов в состоянии пилота в этом последнем полете.

IV Условия испытаний, некоторые дополнительные данные.
Выводы и предложения

1.   Условия работы летного состава на новой высотной и скоростной материальной части, нуждается в серьезном улучшении, прежде всего в области врачебного наблюдения за летным составом, организацию его отдыха и питания. В настоящее время при огромном некомплекте врачей и при низкой квалификации имеющегося персонала, в авиабригадах нет систематического наблюдения за здоровьем лётного состава. Причисленные к эскадрильям врачи – реже всего терапевты, физиологией летного состава они занимаются только при ежегодных освидетельствованиях, а это, конечно, явно недостаточно. Так обстояло дело и в 23-й авиабригаде. Там за работой летчиков-испытателей (вернее за их питанием) в июне-июле наблюдал врач, т. Рабинович, в августе, в связи с большими учениями, он выбыл с частями на полевые аэродромы.
Пищевой рацион летчиков-высотников (а таких в ВВС скоро будет 80-90%) не организован. Установленное сейчас питание не соответствует требованиям авиационной медицины: летному составу перед высотным полетом непременно есть не рубленное мясо, зелень, фрукты, а хороших заменителей нет. Так, т. Григорьев, перед полетом съел только блинчики с сахаром.

Необходимо:
а) Укомплектовать аэродромные гарнизоны медицинским персоналом, особенно врачами-терапевтами высокой квалификации;
б) Издать специальные инструкции по врачебному наблюдению за здоровьем личного состава; с обязательным освидетельствованием всех экипажей перед каждым вылетом на высоту более 5.000 м и после такого полета.
В) Изменить существующий рацион питания в части завтраков, обеспечив их калорийность не менее 1200-1500 калорий.
г) Установить обязательный ежегодный отдых летного состава в обстановке курортов в 45 дней и сверх того еще 15 дней в домах отдыха при авиагарнизонах.
В соответствии с этим пересмотреть и разрешить вопрос о гарнизонных домах отдыха.
2.   В ходе испытаний ДБ-3 установлены существенные недостатки электропитания (плохо работает «реле» и горят предохранители), что служит причиной частых отказов радиосвязи. В последнем полете т. Григорьева радиосвязь отказала, не смотря на то, что с ней накануне специально занимались и дефекты устранили. При исправно работающей рации дальность её действия обычно не превышает 200-250 кл, что по существу обеспечивает связь. Потому, вопрос об улучшении электро- и радио оборудования самолетов ДБ-3 остается одним из самых острых и совершенно неотложным.
Принимавшимися до сих пор мерами результатов достичь не удалось. Необходимо поручить это дело начальнику связи РККА.
3.   Кислородная аппаратура недостаточно надежна. Самый вопрос обеспечения авиации кислородом – беспризорен. На питание берется обычный технический кислород, без анализа он идет в бортовые баллоны. Это дело требует коренного изменения во всех областях:
а) необходимо улучшить конструкцию кислородной аппаратуры, с переходом на жидкий и бракетированный кислород, отказавшись от чрезвычайно опасных баллонов с сжатым до 150 атмосфер кислородом;
   б) необходимо организовать качественный контроль поступающего на снабжение кислорода, вплоть до анализа кислорода, поступающего в бортовую аппаратуру непосредственно перед ее наполнением.
   в) необходимо организовать промышленную добычу авиационного кислорода, в разных районах СССР в соответствии с потребностью ВВС РККА.
Подготовку конкретных мероприятий для проведения их в жизнь считаю необходимым поручить Народному Комиссару Оборонной Промышленности совместно с Начальником ВВС РККА.
   Изложенные соображения представлено на Ваше усмотрение.


Командующий АОН комкор Хрынин

Член военного совета АОН
Корпусной комиссар Гринберг


Надпись на обороте:











P.S. Я всё время думаю: вдруг их кто-то ищет...

РГВА, ф.4 "Управление делами при Народном комиссаре обороны СССР", опись 14 "Управление делами при Народном комиссаре обороны СССР", дело 1784 (2) "Докладные записки начальника ВВС РККА, командующего авиационной армией и командиров авиачастей о расследовании причин аварий самолетов" микрофильм, лист 172:


РГВА, ф.4 "Управление делами при Народном комиссаре обороны СССР", опись 14 "Управление делами при Народном комиссаре обороны СССР", дело 1784 (2) "Докладные записки начальника ВВС РККА, командующего авиационной армией и командиров авиачастей о расследовании причин аварий самолетов" микрофильм, листы 185-187 с оборотами, 188:







« Последнее редактирование: 13 Апрель 2017, 15:24:37 от Анастасия Туманова »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 960
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Анастасия!
Спасибо за Ваш фото-документальный рассказ об этой катастрофе.
Как понятно из подписей на обороте одного из приведённых Вами фото, погибший в ней были похоронены на так называемом "авиационном" участке на Монинском кладбище в Подмосковье. Известно ли Вам, сохранилась ли их могила ныне?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Анастасия Туманова

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 94
Здравствуйте, Констанит Борисович!
Я внимательно обошла Монинское кладбище. Военных захоронений времен 1937 года не нашла, хотя видела гражданское захоронение 1935 года.
Подозреваю, что экипаж был перезахоронен в братскую могилу "Всем погибшим авиаторам". Собираюсь обращаться в администрацию Монино, чтобы каким то образом указать фамилии экипажа.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 960
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Анастасия!
Мой имя по-русски пишется как "Константин".
Спасибо Вам за ответ и за информацию. Помню, что некоторое время назад в местной монинской прессе был большой материал о местном авиационном некрополе с перечислением имён захороненных там авиаторов - надо поискать его в "недрах" своего компьютера.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Анастасия Туманова

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 94
Re: Донесения о катастрофе ДБ-3 23 тбаб 26.8.1937г.
« Reply #4 : 17 Февраль 2017, 10:44:27 »
Здравствуйте, Константин Борисович.
Простите великодушно за очепатку, мой самый большой перл (устный) это Михаил Вопросович вместо Михаил Борисович...
Если Вы найдете у себя имена захороненных в авиационном некорополе Монино авиаторов, будет замечательно.
С уважением, Анастасия.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 960
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Анастасия!
Нашёл: 12.06.2012 в "Монинском вестнике" (№ 8 (180), страница 3)  был опубликован "Список генералов и офицеров, захороненных на Монинском мемориальном кладбище в период с 1940 по 2011 годы, из числа работавших в ВВА и являющихся участниками Великой Отечественной войны 1941 -1 945 гг. по состоянию на 5 мая 2012 г.". Таким образом, та публикация к данной теме нашего Форума отношения не имеет...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Анастасия Туманова

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 94
Здравствуйте, Константин Борисович!
Ничего страшного, спасибо Вам большое.

С уважением,
Анастасия Туманова
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »