Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: История в/ч 13736  (Прочитано 4596 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
История в/ч 13736
« : 23 Февраля 2019, 22:56:35 »
Уважаемые коллеги!
Сегодня, 23 февраля - не только День защитника Отечества, но и Годовой праздник воинской (войсковой) части № 13736.
Части, которой много лет уже не существует...
Части, в которой я служил с мая 1984 года по февраль 1985-го...
Являясь, таким образом, маленькой частичкой Истории в/ч 13736, я в последние минуты дня её 75-летия открываю эту тему.
Которую я буду затем наполнять всеми имеющимися у меня материалами - текстовыми и иллюстративными - по её истории.
С Юбилеем, в/ч 13736!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #1 : 16 Ноября 2020, 23:31:59 »
Уважаемые коллеги!
В тему - эти две фотографии, имеющие непосредственное отношение к в/ч 13736.


На этом фото 1982 года - так называемая "Дальняя стоянка", на которую базировались "тяжёлые борта" нашей части - военно-транспортные самолёты Ан-12. У нас их было восемь - с бортовыми номерами от "31" до "38" жёлтого цвета с чёрной окантовкой. На фотографии слева направо - "32", "33", мой "35", "36", "37" и "38". Пустое место - это место стоянки самолёта "34", находившегося в то время, очевидно, в полёте или на регламентных работах в Технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). На фото нет самолёта "31" (его стоянка - за левым краем снимка), но вот его современное фото - в качестве экспоната музея авиации на территории 3119-й авиационной базы Дальней Авиации в Тамбове:



Перелетевший сюда из Остафьево своим ходом, он полностью (за исключением всего 2 элементов) сохранил свою оригинальную окраску.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 17 Ноября 2020, 00:11:37 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #2 : 17 Ноября 2020, 13:58:22 »
Уважаемые коллеги!
Краткая справка по моему самолёту:

Тактический военно-транспортный самолёт Ан-12.
Модификация – Ан-12АП (модификация Ан-12А с 2 дополнительными топливными баками, установленными в подпольном отсеке фюзеляжа, в багажниках под полом грузовой кабины)
Построен на Воронежском авиационном заводе (Завод № 64) в 1962 году.
В дальнейшем, до 1993 года служил в составе 2-й отдельной транспортной эскадрилии Дальней Авиации (Войсковая часть № 13736).
Единственный из самолётов эскадрилии, который имел собственное название (неофициальное) – «Ласточка» (после проведённой в 1984 – 1985 годах на Ферганском механическом заводе модернизации (доработки) ). 
Имел бортовое обозначение «35», цифры – жёлтого цвета, с чёрной окантовкой.
С 1993 года находился на хранении в аэропорту Дягилево (Рязань).
В 2001 году выставлен на торги Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
Дальнейшая судьба точно не установлена: предположительно продан «по цене металла» и пошёл на слом, однако существует вероятность его фактической продажи под другим, фиктивным обозначением в Африку, одной из тамошних частных авиакомпаний.

Других фотографий именно этого самолёта, кроме приведённой мной в предыдущем сообщении "коллективной", мне лично неизвестно. Выглядел он точно так же, как вот этот на рисунке (за исключением, разумеется, бортового номера):



С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #3 : 23 Февраля 2023, 22:48:31 »
Уважаемые коллеги!
Сегодня, 23 февраля был день годового праздника в/ч 13736...
"Был" потому, что уже четверть века, с 1998 года его официально не отмечают - в предшествующем ему году часть была расформирована...
Этот праздник ныне помнят только немногочисленные уже ветераны 2-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии Дальней Авиации, в которой мне выпало служить в 1985 - 1986 годах.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #4 : 25 Февраля 2024, 20:19:31 »
Уважаемые коллеги!
23.02.2024 исполнилось 80 лет со дня создания в/ч 13736.
В бывшем подмосковном и бывшем авиационном гарнизоне Остафьево перед зданием тоже бывшего уже Гарнизонного Дома Офицеров по этому поводу состоялось торжественное построение ветераном части, 8-минутный любительский ролик о начале которого сейчас выложен в Сети, по Интернет-адресу https://www.youtube.com/watch?v=eENvGB85qjA
В самом конце этой видеозаписи можно увидеть развёрнутую копию Боевого Знамени части с одним из полных её "действительных наименований" за 55-летнюю историю на полотнище - 2-я отдельная транспортная ордена Красного Знамени авиационная эскадрилия Дальней Авиации". Именно так она называлась тогда, когда мне выпала честь служить в её составе в 1985 - 1986 годах.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
П.С. 7-минутное продолжение про "официально неофициальную часть" :) см. здесь - https://www.youtube.com/watch?v=u3fj7imjD4o
« Последнее редактирование: 20 Марта 2024, 16:04:33 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #5 : 21 Марта 2024, 00:22:48 »
Уважаемые коллеги!
С помощью ИИ :) перевёл в текст выступление некого "бывшего политрабочего" из того, первого ролика, Интернет-ссылку на который привёл в предыдущем сообщении этой темы, затем "вычитал" полученный текст, убрал из него "всё лишнее", оставив одну только "историческую часть", которую и предлагаю ниже вашему вниманию:
         
« … Войсковая часть № 13736 была сформирована на основании приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР Иосифа Виссарионовича Сталина от 22 февраля 1944 года как 89-й транспортный авиационный полк, с включением в состав существующей 35-й вспомогательной авиационной дивизии. Еще в августе 1943 года в дивизии была сформирована отдельная авиационная эскадрилия особого назначения Штаба Авиации Дальнего Действия, которая в январе – феврале 1944 года была реорганизована в 89-й транспортный авиационный полк. Командиром которого был назначен Герой Советского Союза (тогда еще не Герой) майор Капрэлян Рафаил Иванович. Задачами полка были переброска экипажей с баз на авиационные заводы, тренировка лётного состава, перегонка самолётов с Дальнего Востока, переброска запасных частей, моторов, оборудования в авиационные корпуса Авиации Дальнего Действия, перебазирование авиационных корпусов и другие специальные задания.
Хочу напомнить кратко о нашем первом командире полка. Капрэлян Рафаил Иванович родился 5 мая 1909 года в городе Баку. Окончил Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота в 1932 году, затем – Батайскую школу пилотов ГВФ в 1934 году. С июня 1938 года – лётчик советско-китайского общества «Хамиата». С марта 1940 года – пилот Московского управления Гражданского Воздушного Флота. С 22 июня 1941 года – командир корабля Московской авиационной группы особого назначения, которая базировалась во Внуково. Был сбит в январе 1942 года и почти 8 месяцев, по август 1942 года находился на оккупированной территории, в лагере военнопленных в городе Николаев. Затем бежал, воевал в партизанском отряде до октября 1942 года (то есть около двух месяцев) и оттуда был вывезен на самолёте в Москву. С мая 1943 года – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия. С февраля 1944 года и по август 1945 года – командир 89-го транспортного авиационного полка.
Вспомним всех наших командиров, разными руками руководивших полком, которые пользовались уважением и заслуженным авторитетом у личного состава авиаторов и жителей гарнизона. Это – Капрэлян Рафаил Иванович, полковник Бочкарёв, полковник Кощеев Евгений Матвеевич, полковник Мынто Фёдор Михайлович, полковник Кучерявый Александр Григорьевич, полковник Романов Василий Романович, полковник Черняк Юрий Матвеевич.
Поучительна и достойна уважения и почитания судьба нашего ветерана из ветеранов, как можно сказать, полковника Гореева Рената Тимирзяновича, участника Великой Отечественной войны, военного штурмана 1-го класса, которому всего неделю назад, 15 февраля, исполнилось 98 лет.

Краткая историческая справка. 73-я вспомогательная ордена Красной Звезды авиационная дивизия (Войсковая часть № 21967) была создана в мае 1943 года в составе Авиации Дальнего Действия для перегонки самолетов с заводов в боевые части. После войны дислоцировалась в Подмосковье, на аэродроме «Остафьево». В январе 1949 года переименована в 226-ю вспомогательную авиационную дивизию и в мае 1959-го была расформирована. В составе дивизии изначально было три авиационных полка – 89-й, 104-й и 105-й, из которых 105-й был расформирован в мае 1946 года, 104-й – в мае 1959 года, вместе с дивизией, а 89-й стал отдельным и 30 сентября 1966 года переформирован во 2-ю отдельную транспортную ордена Красной Звезды эскадрилью. В начале 90-х транспортная эскадрилья снова стала полком, с наименованием 273-го отдельного транспортного авиационного Ордена Красного Звезды полка, а уже в 1997 году снова стала официально эскадрилией в составе базы (Войсковая часть № 10275). Полк, созданный в суровые годы войны, оставался востребованным в послевоенный период для решения задач освоения новой авиационной техники и обучения этому лётных экипажей Дальней Авиации в последующие, 50-е годы и далее».

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #6 : 20 Июля 2024, 23:51:21 »
2024 © К.Б.Стрельбицкий


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАНВА  ИСТОРИИ
ВОЙСКОВОЙ  ЧАСТИ  №  13736  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ
(АЭРОДРОМ  ОСТАФЬЕВО ,  1944 – 1997  ГОДЫ)


За более чем полвека своего существования Войсковая часть № 13736 Дальней Авиации неоднократно меняла свои действительные наименования (сначала – 89-й вспомогательный (затем – отдельный транспортный) авиационный полк, потом – 2-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия, в конце – 271-й отдельный транспортный авиационный полк), но за это время вся её история была связана с одним военным аэродромом – подмосковным «Остафьево» – и с одним родом деятельности – военно-транспортной службой в интересах Дальней Авиации Отечества. Ниже в форме «хронологической канвы» вашему вниманию представляется история Войсковой части № 13736 с 1944 по 1997 год.


1944
Войсковая часть № 13736 была сформирована как 89-й вспомогательный авиационный полк (89-й вап) согласно директиве Начальника Генерального штаба Красной Армии Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского за № орг/10/304932 от 28.01.1944. Последующие документы о формировании 89-го вап датированы 17 и 22.02.1944, а годовым праздником части был объявлен день 23 февраля, что в совокупности дало основание официально считать началом истории войсковой части № 13736 именно февраль 1944 года.
Фактически же в/ч 13736 ведёт своё начало от Отдельной авиационной эскадрилии Управления Авиации Дальнего Действия (ОАЭ АДД), сформированной двумя годами ранее, ещё весной 1942 года (после организации 05.03.1942 в составе ВВС Красной Армии самой АДД), и дислоцировавшейся на подмосковный аэродром «Монино» (тогда – территория Ногинского района Московской области РСФСР). Однако ОАЭ АДД не имела собственного порядкового номера, ни получила она после 06.02.1943 и пятизначного условного номера войсковой части-полевой почты (в этом качестве ей использовались условный номер, общий для всех подразделений Управления АДД (в/ч 44402), и литерное подусловное наименование к нему). Сначала, 28.08.1943 ОАЭ АДД была только прикомандирована к уже существовавшей в структуре АДД 73-й вспомогательной авиационной дивизии (73-я вад; в/ч 21967), а затем, после 28.01.1944, уже как реорганизуемая в 89-й вап, она организационно полностью вошла в её состав.
Под руководством своего первого командира (ранее – командир ОАЭ АДД; имя не установлено) и принявшего у него в 03.1944 командование войсковой частью № 13736 майора Р.И.Капреляна, 89-й вап был полностью сформирован на аэродроме «Монино», после чего в 04.1944 перелетел на базовый аэродром 73-й вад «Остафьево» (тогда – территория Подольского района Московской области РСФСР), который до самого конца истории в/ч 13736 будет её постоянным аэродромом.
К этому времени 89-й вап имел в своём составе в целом 47 самолетов пяти следующих типов:
- военно-транспортные самолёты «Си-47», полученные от США в рамках программы Ленд-лиза (основной самолёт в/ч 13736 до 1960-х годов, но уже под советским обозначением «Ли-2»),
- военно-транспортные самолёты «Ще-2» конструкции А.Я.Щербакова,
- военно-транспортные самолёты «Як-6» конструкции А.С.Яковлева,
- самолёты связи «По-2» и их санитарные версии «С-2» конструкции Н.Н.Поликарпова.
27.05.1944 произошла первая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё в районе своего аэродрома вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли 2 человека:
1. Ежков Михаил Петрович – техник-лейтенант, техник авиационный бортовой
2. Мордусевич Георгий Леонтьевич – старшина сверхсрочной службы, начальник связи авиационного отряда-флагманский воздушный стрелок-радист.
26.08.1944 произошла вторая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё на аэродроме «Брянск» (одноимённой области РСФСР) вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли 4 человека:
1. Олейников Александр Андреевич – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой
2. Алексеенко Алексей Степанович – лейтенант, командир корабля
3. Абакумов Михаил Федорович – младший лейтенант, штурман
4. Малахов Владимир Иванович – старший сержант, помощник командира корабля.
Кроме того, 13.10.1944 в составе экипажа Управления 73-й ВВАД при перегонке бомбардировщика «Б-25» пропал без вести «на участке Янаул – Казань» военнослужащий 89-го вап старший техник-лейтенант Андриенко Яков Дмитриевич, исполнявший в этом полёте должность техника авиационного бортового.
В течении 09. – 10.1944 10 самолётов «Си-47» 89-го вап осуществляли первые в истории в/ч 13736 дальние полёты за пределы государственных границ СССР – на территорию Италии.
До конца 1944 года лётчики 89-го вап перегнали с авиационных заводов и промежуточных аэродромов в части Дальней Авиации в целом 187 самолетов, из них «Си-47» – 55, «Б-25» – 35, «Ли-2» – 36, «С-2» – 30, «Ще-2» – 26, «По-2» – 4, «Ил-4» – 1. За тот же период самолётами  собственно 89-го вап за 9.360 самолётовылетов было перевезено 2.928.116 кг грузов и 21.605 человек пассажиров. На базе 89-го вап, его собственных и перегоняемых его лётчиками самолётов было подготовлено для Дальней Авиации 111 лётных экипажей, в том числе: для самолётов «Си-47» – 69, «Б-25» – 18, «Ще-2» – 13, «Ли-2» – 11.

1945
За участие в Великой Отечественной войне 89-й вап был награждён орденом Красной Звезды (точная дата данного награждения не установлена).
09.06.1945 произошла третья в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли 3 человека:
1. Жук Павел Иосифович – гвардии капитан, командир корабля
2. Панков Алексей Захарович – майор, командир авиационной эскадрилии, в данном полёте исполнявший обязанности помощника командира корабля
3. Пуртов Иван Иосифович – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой.
В период 09.08. – 03.09.1945 12 самолётов «Си-47» 89-го вап приняли участие в Советско-японской войне.
16.11.1945 произошла четвёртая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё на своём аэродроме вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли все 5 членов его экипажа:
1. Кожин Георгий Никитович – старший лейтенант, командир авиационного отряда, командир корабля
2. Муратов Николай Васильевич  – старший техник-лейтенант, временно исполняющий обязанности начальника связи полка, в данном полёте исполняющий обязанности радиста корабля
3. Иконников Степан Григорьевич – старший техник-лейтенант, техник бортовой
4. Верюгин Павел Степанович – старшина, воздушный стрелок
5. Ануфриев Владимир Нефёдович – старший сержант, помощник командира корабля.
 
1946
Лётчики 89-го вап приняли участие в оказании помощи гражданскому населению в районе города Казани (тогда – Татарская АССР РСФСР), пострадавшему от наводнения, вызванного весенним разливом реки Волга.

1948
25.02.1948 произошла пятая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибло не менее 8 членов его экипажа и пассажиров:
1. Азбукин Сергей Тихонович – полковник интендантской службы
2. Петров Фёдор Сергеевич – майор
3. Яхонтов Геннадий Максимович – гвардии майор
4. Мурзин Павел Степанович – капитан авиационно-технической службы
5. Ковтун Владимир Васильевич – старший лейтенант
6. Демьяненко Иван Афонасьевич – младший лейтенант,
а так же ещё не менее 2 пассажиров-офицеров Советской Армии, не являвшихся военнослужащими Дальней Авиации:
7. Белькович Григорий Степанович – лейтенант
8. Мельников Владимир Алексеевич – младший лейтенант.
10.03.1948 произошла шестая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа В результате неё вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли все 7 человек, находившихся на его борту – 5 членов экипажа и 2 пассажира:
1. Кайеревич Владимир Карлович – майор, командир корабля
2. Ананьин Алексей Иванович – старший лейтенант, помощник командира корабля   
3. Заварин Сергей Константинович – старший техник-лейтенант, техник бортовой
4. Игнатенко Николай Викторович – лейтенант, в данном полёте исполняющий обязанности радиста корабля
5. Власов Виктор Герасимович – старшина сверхсрочной службы, воздушный стрелок,
а так же пассажиры-военнослужащие 73-й вад:
6. Борозденков Георгий Васильевич – подполковник
7. Маринченко Николай Евтихеевич – капитан.
Лётчики 89-го вап приняли участие в оказании помощи гражданскому населению города Ашхабад (тогда – Туркменская ССР), пострадавшему от разрушительного землетрясения в ночь с 05 на 06.10.1948.

1949
В январе месяце 73-я вад, в состав которой организационно входил 89-й вап, сменила свой порядковый номер на «226».

1953
На вооружение в/ч 13736 – впервые с 1944 года – началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ил-14» конструкции С.В.Ильюшина.

1954
На вооружение в/ч 13736 началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ту-4Д» конструкции А.Н.Туполева.

1958
В этом году в гарнизоне Остафьево произошло печальное событие, имеющее непосредственное отношение к истории в/ч 13736 – в результате пожара полностью сгорел деревянный Гарнизонный Дом Офицеров постройки 1944 года. Вместе с ним огнём был уничтожен и Музей 226-й вад, имевший большую коллекцию экспонатов и документов по истории её, её предшественницы – 73-й вад – и  составлявших их частей, включая 89-й вап. Так в/ч  13736 навсегда лишилась части своей истории за первые полтора десятилетия существования, включая годы Великой Отечественной войны.
   
1959
В 05.1959 226-я вспомогательная авиационная дивизия была расформирована. При этом входивший ранее в её состав 89-й вап был сохранён и переформирован в 89-й отдельный транспортный авиационный полк (89-й отап).
С этого момента и до конца истории части командир в/ч 13736 являлся так же начальником всего Остафьевского военного гарнизона, с 02.1959 включавшего в себя не только части и подразделения Дальней Авиации ВВС, но и Морской Авиации ВМФ.

1960
На вооружение в/ч 13736 поступил самолёт нового типа – пассажирский «Ан-10ТС» конструкции О.К.Антонова. В течение двух последующих десятилетий он использовался в качестве «самолёта-салона» Командующего Дальней Авиацией.

1962
На вооружение в/ч 13736 началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-12» конструкции О.К.Антонова. Всего в часть поступило 8 таких машин, получивших в ней бортовые номера жёлтого цвета от «31» до «38» и базировавшихся на так называемую «Дальнюю стоянку» Остафьевского аэродрома, в его юго-западной части. Вместе с машинами «семейства» «Ли-2» самолёты «Ан-12» стали своеобразными символами в/ч 13736.                                                                                               

1966
Согласно директиве Начальника Генерального штаба Советских Вооружённых Сил Маршала Советского Союза Матвея Васильевича Захарова от 23.09.1966 89-й отап был переформирован во 2-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилию (2-я отаэ). (По стечению обстоятельств именно в этот самый день родится автор данной «Хронологической канвы…», в 1985 – 1986 годах проходивший службу именно во 2-й отаэ.)
Неофициально 2-я отаэ именовалась «Королевской эскадрилией» (как самая близко дислоцированная к Москве часть Дальней Авиации), а так же «Японской эскадрилией» (из-за прочтения её военного сокращения – «отаэ ДА» – «на японский манер» – «Отаэда»). Дислоцировавшиеся в том же Остафьеевском гарнизоне военнослужащие Морской Авиации ВМФ называли 2-ю отаэ «Зелёные» (из-за цвета повседневной формы одежды Советских ВВС).
После реорганизации Министерства среднего машиностроения СССР 2-й отаэ был придан персональный самолёт «Ан-24» его министра. Во 2-й отаэ он официально именовался «Самолёт МСМ», имел лётный и технический экипажи из военнослужащих в/ч 13736, стандартные серую окраску военно-транспортного самолёта и опознавательные знаки Советских ВВС и своё постоянное место на самом восточном краю так называемой «Ближней стоянки» Остафьевского аэродрома.
                                         
1969
На вооружение в/ч 13736 началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-26» конструкции О.К.Антонова. Все они базировались на так называемую «Ближнюю стоянку» Остафьевского аэродрома, в его северной части.

1970
В в/ч 13736 была прекращена эксплуатация самолётов «семейства» «Ли-2». Одна из списанных таких машин была к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов установлена в качестве самолёта-памятника на так называемой «Ближней стоянке» Остафьевского аэродрома, за въездом на его лётное поле, где простояла до 1997 года (после чего была демонтирована).
06.06.1970 полковник Бочкарёв Дмитрий Ильич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Кащееву Евгению Матвеевичу.

1974
11.07.1974 произошла седьмая (и последняя) в истории В/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё в районе аэродрома «Дягилево» (тогда – Рязанские район и область РСФСР) вместе с военно-транспортным самолётом «Ан-26» погибли все 5 членов его экипажа:
1. Кулагин Евгений Константинович – майор, командир корабля
2. Горин Валерий Александрович – старший лейтенант, помощник командира корабля
3. Калинкин А.И. – старший лейтенант, штурман
4. Иванов А.Н. – лейтенант, техник бортовой
5. Иванов Г.В. – прапорщик, радист бортовой.
13.11.1974 полковник Кащеев Евгений Матвеевич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Мынто Фёдору Михайловичу.

1979
На вооружение в/ч 13736 поступил последний новый тип самолёта – «Ил-18Д» конструкции С.В.Ильюшинна, использовавшийся до конца существования части в качестве нового «самолёта-салона» Командующего Дальней Авиацией. В в/ч 13736 он неофициально именовался «Тридцать девятый», так как имел своё постоянное место на самом дальнем краю так называемой «Дальней стоянки» Остафьевского аэродрома, за самолётом «Ан-12» с бортовым номером «38».
Прежний «самолёт-салон» Командующего Дальней Авиацией «Ан-10ТС» в том же 1979 году был частично демонтирован на «Дальней стоянке» и вновь собран и установлен у стадиона, напротив тогдашнего Гарнизонного Дома Офицеров, где планировалось использовать его в дальнейшем в качестве детского кинотеатра, однако в следующем, 1980 году он был сожжён вандалами, а его остатки были «на месте пожара» демонтированы и перевезены на территорию Технико-эксплуатационной части 2-й отаэ, где в том же 1980 году их «окончательно утилизировали».

1980
В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова за № 005 от 05.01.1980 и директивами Начальника Генерального Штаба Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова  за № 314/1/00170 от 05.02.1980 и за № 314/7/00229 от 25.02.1980 2-я отаэ организационно вошла в состав вновь созданной 37-й воздушной армии Верховного Главного Командования.
Начиная с 1980 года и до конца пребывания Ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан поочерёдно один из военно-транспортных самолётов «Ан-26» из состава 2-й отаэ постоянно находился там в командировке в составе ВВС 40-й армии. За всё время боевых действий в Афганистане в/ч 13736 не потеряла там (в отличие от ряда других частей Дальней Авиации) ни одного самолёта и ни одного своего лётчика.

1981
10.02.1981 полковник Мынто Фёдор Михайлович передал дела командира в/ч 13736 полковнику Кучерявому Александру Григорьевичу.

1984
18.05.1984 полковник Кучерявый Александр Григорьевич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Романову Василию Романовичу.

1985
В в/ч 13736 была прекращена эксплуатация самолётов «Ил-14». Одна из двух последних таких машин была в 06.1985 «своим ходом» отправлена на аэродром «Ульяновск-Центральный» (тогда – одноимённых района и области РСФСР) и передана там в Музей гражданской авиации Центра Гражданской авиации Совета Экономической Взаимопомощи (в настоящее время является экспонатом тамошнего Головного отраслевого музея истории гражданской авиации).

1986
На этот год было запланировано начало оснащения 2-й отаэ военно-транспортными самолётами «Ил-76» конструкции С.В.Ильюшина, но из-за начавшейся «Перестройки» с последующим массовым сокращением Советских Вооружённых Сил это намерение так и не было реализовано, и в/ч 13736 не получила первых в своей истории реактивных самолётов.
С 05.1986 самолёты и лётчики 2-й отаэ принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Полковник Романов Василий Романович передал дела командира в/ч 13736 полковнику Черняку Юрию Матвеевичу.

1988
В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Т.Язова за № 0018 от 25.02.1988 2-я отаэ организационно вошла в состав вновь созданной 30-й воздушной армии Верховного Главного Командования.

1990
2-я отаэ была переформирована в 271-й отдельный транспортный авиационный полк (271-й отап).

1991
28.02.1991 полковник Черняк Юрий Матвеевич передал дела командира в/ч 13736 полковнику  Проскурякову Н.В., который стал последним командиром части в её истории.

1997
На этот год первоначально планировалось передислокация 271-го отап с аэродрома «Остафьево» в Ступино или в Старую Руссу (тогда – одноимённых районов Московской и Новгородской областей РФ  соответственно). Но 30.08.1997, в результате проведения Министерством обороны Российской Федерации очередных «оргштатных мероприятий», направленных на «оптимизацию» Дальней Авиации ВВС РФ, 271-й отдельный транспортный авиационный Ордена Красного Звезды полк был расформирован. Так, на 53-м году своей истории прекратила существование Войсковая часть № 13736 Дальней Авиации.
В истории в/ч 13736 на её вооружении состояли только винтовые самолёты в целом 12 следующих типов (без учёта их различных модификаций):
- военно-транспортные – «Ан-12», «Ан-26» конструкции О.К.Антонова, «Ил-14» конструкции С.В.Ильюшина, «семейства» «Ли-2» (включая «Си-47»), «Ту-4Д» конструкции А.Н.Туполева «Ще-2» конструкции А.Я.Щербакова, «Як-6» конструкции А.С.Яковлева,
- пассажирские – «Ан-10», «Ан-24» конструкции О.К.Антонова, «Ил-18» конструкции С.В.Ильюшина,
- самолёты связи «По-2» и их санитарные версии «С-2» конструкции Н.Н.Поликарпова.


Приложение:
Командиры войсковой части № 13736
Имена всех командиров в/ч 13736 (в том числе – её самого первого командира) пока не установлены. Ныне точно известны следующие военнослужащие, занимавшие этот пост:
Капрелян Рафаил Иванович (Капрэлян Рафаэль Овнанович; 1909 – 1984) – был командиром части в период 03.1944 – 05.1945
Бочкарёв Дмитрий Ильич (1916 – после 1970) – был командиром части до 06.06.1970
Кащеев Евгений Матвеевич (1923 – 2010) – был командиром части до 13.11.1974
Мынто Фёдор Михайлович – был командиром части в 1974 – 1981 годах
Кучерявый Александр Григорьевич (1937 – 2018) – был командиром части в период 10.02.1981 – 18.05.1984
Романов Василий Романович – был командиром части в 1984 – 1986 годах
Черняк Юрий Матвеевич – был командиром части в 1986 – 1991 годах
Проскуряков Н.В. – был командиром части в период 28.02.1991 – 30.08.1997.
Кроме того, предположительно командиром в/ч 13736 до 15.01.1958 был Боярков Михаил Александрович (1913 – после 1958).
Все поименованные выше командиры в/ч 13736 (кроме майора Р.И.Капреляна) носили штатное для этой должности воинское звание «полковник».
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #7 : 23 Февраля 2025, 11:03:07 »
Уважаемые коллеги!
Несколько лет назад я открыл эту тему нашего Форума словами:

"Сегодня, 23 февраля - не только День защитника Отечества, но и Годовой праздник воинской (войсковой) части № 13736.
Части, которой много лет уже не существует...
Части, в которой я служил с мая 1984 года по февраль 1985-го...".

Поэтому вполне логичным будет продублировать здесь следующую информацию из "соседней" темы:

О сборнике «Из истории Остафьевского аэродрома и базировавшихся на нём авиационных воинских частей (1941 – 2024)».

Из введения:

«Уважаемые читатели!
Перед вами – электронная версия сборника «Из истории Остафьевского аэродрома и базировавшихся на нём авиационных воинских частей (1941 – 2024)».
Все составившие его материалы принадлежит перу автора и составителя данного сборника, Константина Борисовича Стрельбицкого – профессионального военного историка, ранее, в 1985 – 1986 годах проходившего на Остафьевском аэродроме свою срочную службу, а в последующие годы неоднократно бывавшего в Остафьево. В период 2016 – 2024 годов часть из этих материалов уже публиковались в российском сегменте Глобальной компьютерной сети «Интернет», но ныне каждый из них был специально откорректирован их автором для настоящего сборника, а другая часть материалов подготовлена им именно для данного издания.
Завершают его три «индекса» упоминаемого в тексте сборника: «Алфавитный указатель типов военных самолётов, применявшихся с аэродрома Остафьево…», «Перечень авиационных воинских частей и соединений…» и «Алфавитный список имён военнослужащих…», используя которые и функцию «Поиск по тексту», можно отыскать в нём информацию о тех или иных соответственно самолётах, авиачастях или военных авиаторах.
К.Б.Стрельбицкий, Москва, Российская Федерация, Февраль 2025 года

СОДЕРЖАНИЕ:
Основные даты в истории аэродрома Остафьево (1941 – 2024 годы)
Год 1941-й: недолгая история Остафьевской военной авиационной школы пилотов
АСН № 5 – военный аэродром в подмосковном Остафьево в годы Великой Отечественной войны
Хронологическая канва истории Войсковой части № 13736 Дальней Авиации (Аэродром Остафьево, 1944 – 1997 годы)
Из истории Войсковой части № 42841 Морской Авиации на аэродроме Остафьево (1959 – 2024 годы)
Авиапамятники Остафьево
Краткий каталог памятных нагрудных знаков воинских частей Остафьевского гарнизона
Они служили в Остафьево в В/ч 13736 солдатами в 1985 – 1986 годах вместе с автором
Алфавитный указатель типов военных самолётов, применявшихся с аэродрома Остафьево и упоминаемых в тексте сборника
Перечень авиационных воинских частей и соединений, упоминаемых в тексте сборника
Алфавитный список имён военнослужащих, упоминаемых в тексте сборника
Об авторе-составителе».

Объём сборника – 47 страниц.
Размер электронной версии сборника – 127 килобайт.
Электронная версия сборника распространяется мной бесплатно, по вашим индивидуальным предварительным заказам, которые следует направлять по моему электронному адресу – kbszajac@yandex.ru
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 330
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История в/ч 13736
« Reply #8 : 09 Марта 2025, 16:43:58 »

О приложении к сборнику «Из истории Остафьевского аэродрома и базировавшихся на нём авиационных воинских частей (1941 – 2024)» – «Воспоминания о службе на аэродроме и в гарнизоне «Остафьево» в  1957 – 1984  годах: Из мемуаров ветеранов Дальней Авиации».сборнике «Из истории Остафьевского аэродрома и базировавшихся на нём авиационных воинских частей (1941 – 2024)».

Из введения:

«Уважаемые читатели!
Перед вами – электронная версия приложения к ранее вышедшему нашему сборнику «Из истории Остафьевского аэродрома и базировавшихся на нём авиационных воинских частей (1941 – 2024)» – «Воспоминания о службе на аэродроме и в гарнизоне «Остафьево» в  1957 – 1984  годах: Из мемуаров ветеранов Дальней Авиации».
В него вошли следующие материалы:
Из мемуаров Николая Александровича Абрамова «Линейный пилот Аэрофлота. Несгибаемый стержень»
Из мемуаров Владимира Михайловича Баранова «Неутолённая жажда жизни и познания»
Из мемуаров Александра Александровича Белевцева «Мечты. Судьба. Жизнь»
Из мемуаров Владимира Александровича Гурьева «Что имеем – не храним…»
Из мемуаров Николая Григорьевича Иванова «От Москвы до Анадыря»
Из мемуаров Ивана Демьяновича Коновальчука «Линия моей жизни»
Из мемуаров Александра Григорьевича Кучерявого «На транспортных и стратегических»
Из мемуаров Эдуарда Валерьевича Лысенко «Записки шеф-пилота»
Из мемуаров Владимира Дмитриевича Овчарова «Полёт как отдых от земных забот»
Из мемуаров Вадима Ефимовича Савельева «Моя жизнь в авиации»
Приложение. Выпускники Балашовского военного авиационное училища лётчиков 1957 года, получившие направления для службы на аэродроме «Остафьево».
Все авторские материалы приведены нами ниже в строгом соответствии с их оригиналами, с минимально необходимым нашим  редактированием их текста с точки зрения орфографии и пунктуации, а так же с небольшим рядом необходимых, на наш взгляд, комментариев.
К.Б.Стрельбицкий, Москва, Российская Федерация, Март 2025 года».

Объём приложения – 32 страницы.
Размер электронной версии приложения – 123 килобайта.
Электронная версия приложения распространяется мной бесплатно, по вашим индивидуальным предварительным заказам, которые следует направлять по моему электронному адресу – kbszajac@yandex.ru   
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »