Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Катастрофа Ту-95РЦ ВВС ТОФ 25 августа 1986 года  (Прочитано 228 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 247
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Вчера на Интернет-сайте "Вести Приморья", вот здесь -  http://vestiprim.ru/news/ptrnews/74087-33-goda-nazad-v-prigorode-vladivostoka-razbilsya-samolet-razvedchik-tu-95rc.html - был опубликован материал под названием "33 года назад в пригороде Владивостока разбился самолет-разведчик Ту-95РЦ. Видеорепортаж Максима Каленника".
Собственно с видеорепортажем вы можете познакомиться по указанной ссылке, а вот его текст:

"Ничейный монумент. Уже несколько лет в районе села Прохладное Надеждинского района на склоне невысокого холма стоит памятник погибшему экипажу самолета морской авиации ТУ-95РЦ. Фотографии разбиты вандалами, весь металл украден. Есть ли надежда на восстановление памятника?
Шестой километр пригородной трассы Де-Фриз—Седанка—Патрокл. Десятки тысяч машин ежедневно мчатся по обе стороны, но тогда здесь была только разбитая грунтовка и почти сплошной лес а неподалеку — ведомственный детский лагерь «Космос». 33 года назад на этот поросший деревьями склон рухнул самолет военно-морской авиации Ту-95РЦ. Под ногами по-прежнему лежат куски его внутренней обшивки.
Валентин Певень, сержант морской авиации ТОФ, сослуживец: «Однажды я зашел в столовую, в ней происходило нечто: официантки заплаканные, техников нет. Почти пустая летная столовая. Мы вместе в нее ходили. И оказалось: упал этот хорольский экипаж. 10 человек из 11 погибли».
Валентин Певень в тот год служил в гарнизоне Западные Кневичи, по соседству с аэропортом, в боевом полку дальних бомбардировщиков-ракетоносцев. Как раз когда в селе Хороль строили посадочную полосу для первого и последнего советского космического челнока «Буран».
Валентин Певень, сержант морской авиации ТОФ, сослуживец: «В связи с этим к нам из Хороля перегнали полк ТУ-95-ых. Вот один из экипажей — эти люди».
26 августа '86-го. Ту-95РЦ идет на взлет с аэродрома «Кневичи». Пилотирует майор Сергей Столяров, ему 31, второй пилот — Самойлов, ему 22, всего три месяца как получил погоны лейтенанта. На месте штурмана — капитан Сергей Сташкевич 28-ми лет. Кроме них на борту еще восемь членов экипажа. Набрав всего 500 метров высоты, самолет начал крениться влево с возрастающей скоростью. Через 2 минуты 47 секунд после взлета он падает на окраине села Прохладное в Надеждинском районе.
Валентин Певень, сержант морской авиации ТОФ, сослуживец: «В момент взрыва на борту было более 120 литров жидкого кислорода и 40 тонн керосина. Момент катастрофы был ужасен».
По данным архивных записей, покинуть самолет удалось только оператору радиоразведки Звягинцеву. Он выпрыгнул и принудительно раскрыл парашют. Расследование авиакатастрофы показало: Ту-95РЦ с хорольским экипажем, возможно, был обречен — конструктивный недостаток путевого управления во время балансировки борта, самопроизвольное отклонение руля влево до упора. На месте авиакатастрофы установили монумент — устремленный в небо самолет с инверсионным следом, настоящий винт и плита с фотографиями погибших. Но спустя годы весь металл украли, а лица членов экипажа разбиты вандалами.
Следы той трагедии здесь лежат до сих пор, а по-военному строгий мемориал давно заброшен — с гостевой Де-Фризовской трассы его почти не видно. Деревья надежно спрятали эту неприглядную картину. Тем временем в администрации Надеждинского района приступили к оформлению монумента и его охранной зоны на свой баланс. Сейчас выясняют, кто является владельцем земли".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 247
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Речь выше шла о катастрофе самолёта разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ из состава 304-го гвардейского Краснознамённого отдельного дальнеразведывательного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота.
25 августа 1986 года эта машина стартовала с аэродрома смешанного базирования Кневичи Западные (ныне – международный аэропорт Кневичи города Владивосток) на воздушную разведку в Тихий океан. Взлёт выполнялся днём, в простых метеорологических условиях взлётным курсом 251° в сторону Амурского залива. В процессе набора высоты, на 500 метрах при приборной скорости 470 км/ч, внезапно началось самопроизвольное кренение самолета вправо с возрастающей угловой скоростью и снижением. Для устранения возникшего скольжения и крена летчики отклонили штурвал влево и взяли колонку штурвала на себя. Но вместе с отклонением элеронов эти попытки командира корабля и его помощника перевести самолет в нормальный полет результатов не дали. Через 2 минуты 47 секунд после отрыва от взлётно-посадочной полосы аэродрома Кневичи, на удалении 10 км от её торца самолет с правым креном около 80° и углом тангажа около 70° столкнулся с землей, разрушился и сгорел.
Непосредственной причиной этой авиационной катастрофы явилась потеря путевой управляемости самолета из-за самопроизвольного ухода руля направления в крайнее правое положение, до упора при балансировки самолета триммером. На руле направления создалась нагрузка до 1000 кг, что не позволило экипажу возвратить его в исходное положение. Главной причиной этого явились конструктивные недостатки путевого канала управления самолетом, выразившееся в чрезмерной эффективности триммера руля направления и проявлении аэродинамической перекомпенсации руля направления на эксплуатационных режимах. Указанные недостатки не дали возможность экипажу возвратить руль в исходное балансировочное положение.
Имеющиеся в Сети упрощённое описание катастрофы – «сорвался в штопор» - и указание в качестве главной её причины «ложного срабатывания автоматического сигнала об отказе управления правым крылом» - неверны.
Так как аварийная ситуация возникла внезапно и протекала скоротечно, то команду на аварийное покидание самолета командир экипажу дать не успел. Вместе с машиной погибло 10 из 11 членов её экипажа:
Столяров Сергей Алексеевич (род. 29.03.1955) – гвардии майор, командир корабля
Марченко Владимир Иванович (род. 12.11.1955) – гвардии капитан
Сташкевич Сергей Тимофеевич (род. 28.06.1956) – гвардии капитан, штурман
Бедарев Сергей Иванович (род. 28.03.1958) – гвардии старший лейтенант, оператор радиотехнической разведки
Заковрашный Валентин Васильевич (род.12.06.1964) – гвардии лейтенант
Савельев Николай Васильевич (род. 31.07.1964) – гвардии лейтенант
Самойлов Олег Анатольевич (род. 10.08.1964) – гвардии лейтенант, помощник командира корабля
Токоеков Василий Петрович (род.19.09.1957) – гвардии старший прапорщик
Долгополов Вячеслав Михайлович (род. 27.07.1954) – гвардии прапорщик
Мозолев Александр Алексеевич (род. 28.04.1951) – гвардии прапорщик.
11-й член экипажа – оператор радиотехнической разведки прапорщик Звягинцев – без команды успел покинуть кормовую кабину самолёта в уже неуправляемом его полёте на высоте всего 250—200 м, «принудительно раскрыл парашют» и благополучно приземлился «на небольшой стог сена».
Столкновение самолёта с землёй произошло на склоне сопки Кирсановская, по другую её сторону от близлежащей деревни Шмидтовка (ныне – Надежинских сельского поселения и района Приморского края Российской Федерации). Через несколько лет, в самом конце 1980-х Прямо на месте катастрофы самолёта «хозяйственным способом» был установлен мемориал погибшим лётчикам.
Главным его элементом стала стилизованная скульптурная композиция, символизирующая взлёт самолёта (ошибочно описываемая некоторыми как «стилизованное крыло самолёта), модель которого, по некоторым данным, венчала этот «обелиск».  Перед ней был установлен один из 4-лопастных воздушных винтов АВ-60 с разбившегося самолёта, и вертикальная стела с надписью:
наверху по центру – «25 августа 1986 года»,
в левом столбце:
«м-р Столяров С.А. 29.3.55 г.
л-т Самойлов О.А. 10.8.64 г.
к-н Сташкевич С.Т. 28.6.56 г.
л-т Савельев Н.В. 31.7.54 г.
л-т Заковрашный В.В. 12.6.64 г.»
в правом столбце:
«к-н Марченко В.И. 12.11.55 г.
ст.л-т Бедарев С.И. 28.3.58 г.
пр-к Мозолев А.А. 28.4.51 г.
ст.пр-к Токоеков В.П. 19.9.57 г.
пр-к Долгополов В.М. 27.7.54 г.»,
внизу по центру – «Лётчики не погибают - / они не возвращаются с полёта».
Ниже текстов на стеле размещено цветное стилизованное изображение нагрудного знака военного штурмана 1-го класса образца 1959 года.
Перед стелой на постаменте установлены 10 памятных плит – по одной на каждого из погибших членов экипажа с его фотографией на овальной металлической пластине, полными фамилией, именем и отчеством, а так же датой рождения.
В первые годы после возведения мемориала за ним ухаживали военнослужащие местных воинских частей ВВС ТОФ, но после их расформирования в 1993 году тот оказался заброшенным. После этого воздушный винт был украден, как предполагается, «охотниками за металлом» (равно как и модель самолёта), а фотографии всех погибших лётчиков, кроме командира, были побиты камнями неизвестными вандалами…
Как сообщают в Сети посещавшие недавно этот мемориал, он «стоит в лесных зарослях - нормального подъезда и подхода к нему практически нет»…
К сожалению, фотографий первоначального вида мемориала не сохранилось. Фотографии его современного вида из Сети будут приведены мной в следующем сообщении этой темы.
С уважением – К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 247
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Современный общий вид мемориала:











Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 247
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Современный вид вертикальной стелы с надписью:








Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 247
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Современный вид отдельных памятных досок погибшим лётчикам:




Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »