Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Об атаке американцами наших пограничников на Камчатке  (Прочитано 4750 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Продолжая данную тему, привожу данные по гибели от «дружественного огня» американских союзников ещё 11 советских военнослужащих.
6 августа 1945 года на борту сторожевых катеров ПК-7 и ПК-10 (из состава 2-го дивизиона пограничных катеров 60-го (Камчатского) Ордена Ленина морского пограничного отряда  Приморского округа Пограничных войск НКВД СССР) в Охотском море в районе мыса Инкаюш (по другим данным - Гаврюшкин Камень; оба - побережье полуострова Камчатка) в результате атаки 2 американских самолётов погибло 11 советских морских пограничников:
1.   Бойко Никифор Игнатьевич - капитан 3-го ранга, командир дивизиона пограничных катеров, 1915 года рождения
2.   Целютин Виктор Виссарионович - техник-старший лейтенант, флагманский механи дивизиона пограничных катеров (в Книге Памяти Краснодарского края о нём сказано: «Целютин Виктор Виссарионович, р.1917, г.Кропоткин. Ст.лейт. Погиб 6 авг. 1945. Похоронен: п-ов Камчатка», в Книге Памяти Хабаровского края – «Целютин Виктор Виссарионович, ст.техник-лейтенант. Род. в 1917 в Краснодарском кр. Погиб на фронте в августе 1945»)
3.   Приходько Николай Петрович - старшина 1-й статьи, боцман катера ПК-7 (возможно, что речь идёт об упомянутом в Книге Памяти Курской области (том 9, страница 129): «Приходько Николай Петрович, 1913, Кореневский р-н, с.Шептуховка, рядовой, 1945, пропал б/вести»)
4.   Андрианов Михаил Николаевич (или Никитович (Никитич)?) - старшина 2-й статьи ПК-10, командир отделения комендоров, 1918 года рождения
5.   Тихонов Пётр Яковлевич - старшина 2-й статьи, рулевой ПК-10, 1917 года рождения (В Книге Памяти Пермской области (том 13, страница 289) о нём сказано: «Тихонов Пётр Яковлевич. Призван 1941, г.Пермь, Свердловский РВК. Старшина 2-й статьи. Погиб в авг. 1945. Похоронен в г.Петропавловск-Камчатский»; в Картотеке безвозвратных потерь ЦВМА на него 19.12.1946 была заведена персональная карточка, из которой дополнительно к этому следует, что старшина 2-й статьи Тихонов Пётр Яковлевич родился в городе Балаково Вольского района Саратовской области, «убит в августе 1945 г при выполнении б/з по охр.гос.гран.», а его семья проживала по адресу: город Молотов, посёлок завода имени И.В.Сталина, дом 34, квартира 31)
6.   Гаврилкин (Гаврилин?) Сергей Фёдорович - старшина 2-й статьи, член экипажа ПК-7 (должность не указана), 1919 года рождения
7.   Крашенников Василий Иванович - старший краснофлотец, старший комендор ПК-10, 1919 года рождения
8.   Новосёлов Павел Петрович - старший краснофлотец, комендор ПК-7, 1917 года рождения (в двух томах Книг Памяти Кировской области о нём сказано: «Новосёлов Павел Петрович, 1917 г/р, д.Безводная Макарьевского с/с Кикнурского р-на. Мобил. в 1938 г. Халтуринским РВК. Ст.матрос, комендор 60 мпо НКВД. Погиб в бою 06.08.1945 г. Захор.в бр.могиле на гарн.кладбище «Солёное озеро», г.Петропавловск-Камчатский Камчатской обл.»)
9.   Дубровный Алексей Петрович – старший краснофлотец, комендор ПК-7, 1921 года рождения (из различных публикаций в ОБД «Мемориал» следует, что Дубровный Алексей Петрович родился в 1921 (1923?) году в селе Травное Довольненского района Новосибирской области, был призван в 1939 году Хабаровским городским (или Довольненским районным?) военным комиссариатом, «тяжело ранен 6 августа 1945 г. при выполнении боевого задания по охране государственной границы и умер от ран 12 августа 1945 г. в Военно-Морском Госпитале»
10.   Зимерев Андрей Иванович – краснофлотец, старший минёр ПК-10, 1922 года рождения
11.   Калякин Василий Иванович - краснофлотец, гидроакустик ПК-10, 1924 года рождения (В Книге Памяти Приморского края (том 3, страница 24) о нём сказано: «Калякин Василий Иванович, Пензенская обл., Лунинский р-н, с.Мерлинка; рядовой, умер от ран 16.08.45; похоронен: г.Петропавловск-на-Камчатке»)
Первоначальные персональные данные о погибших приведены мной в соответствии с информацией, помещённой в «Книге памяти пограничников, погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны. В 3 томах» (М., 1995), сканы которой, к сожалению, не выложены в ОБД «Мемориал». Нет там, опять же - к сожалению, и никаких данных о захоронении этих морских пограничников. Они были похоронены в братской могиле на территории базы 2-го дивизиона пограничных катеров 60-го Ордена Ленина морского пограничного отряда  Приморского округа Пограничных войск НКВД СССР в бухте Солёное озеро в Петропавловске-Камчатском. Имя капитана 3-го ранга Н.И.Бойко с 1968 года носит бывшая улица Солёное Озеро.
Описание боя 6 августа 1945 года и могилы морских пограничников – см.: http://www.piragis.ru/publikatscii-po-istorii-kamchatki/bratskaya-mogila-geroev-moryakov.html
Так как на памятнике перечислены имена только 8 из 11 погибших – без В.В.Целютина, Н.П.Приходько и П.П.Новосёлова, то можно предположить, что тела этих 3 погибших не были доставлены на базу в Солёное Озеро, а в ходе боя просто упали за борт и, согласно официальной формулировке, были «преданы морю».
В предложенной вашему вниманию Интернет-статье отражена первоначальная точка зрения на этот бой, в которой национальность противника установлена не была. Следует отметить, что один из атаковавших катера самолётов был подбит из кормового орудия ПК-7 и ушёл со снижением. Примерно в 60-х годах он был случайно обнаружен на Камчатке, и тогда выяснилось, что самолёт – американский (привожу эти данные по памяти; когда найду в своём необъятном «домашнем архиве» источник – дополню). В годы «холодной войны» это давало повод говорить о том, что речь шла о целенаправленной американской провокации с целью - не более, не менее - ускорить вступление СССР в войну против Японии! По моему разумению, два американских самолёта, взлетевшие с Алеутских островов на разведку Курил, перепутали Камчатку с близлежащим японским островом Сюмусю (ныне – российский Шумшу) и по собственной инициативе атаковали находящиеся у его берега «японские» военные корабли, за которые приняли советские пограничные катера. Так это или нет, можно будет точно сказать лишь после сравнения отчёта советских морских пограничников об этом бое с донесением уцелевшего американского лётчика, когда оба этих документа будут найдены.
В любом случае, в этом эпизоде Второй Мировой войны от «дружественного огня» американских союзников погибло 11 советских военнослужащих.
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
З.Ы. Евгений Владимирович, спасибо за поддержку темы материалом, который я только что обнаружил, намереваясь разместить свой. Будем продолжать!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 202
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из моей почты:
- Доброго времени суток, уважаемый Sobkor!
Меня зовут Борис Ильченко. Я с большим интересом прочитал Ваш пост с докладными советскому руководству об активности американских самолетов в воздушном пространстве Камчатки в 1945. Мне эта тема очень близка, потому что 6/8/1945 в результате атаки двух самолетов на два наших пограничных катера у мыса Гаврюшкин Камень на Камчатке погибло 11 наших моряков- пограничников, соеди которых были близкие друзья и сослуживцы моего деда, Бориса Яковлевича Ильченко. Про этот бой в последнее время говорится, как о примере "дружеского огня", и что атакующие самолеты были американскими. Я пытаюсь установить, так ли это было на самом деле, тк оставшиеся в живых моряки рассказывали (со слов деда и отца), что были атакованы японскими истребителями, которые кружились над их мачтами в течение получаса и хладнокровно расстреливали катера. При этом один из истребителей был подбит огнем крупнокалиберного пулемета с одного из катеров.
Я хочу попросить Вас поделиться любой информацией по этому бою, если Вам таковая встречалась. На сегодняшний день я знаю, что в то утро 6 августа (5 по Алеутскому времени) американцы выслали 2 4-моторных PB4Y-2 Privateer на бомбежку обьектов на Шумшу и Онекотане, и, согласно Вашему посту, их видели наши пограничники, приняв их за B-24 (что немудрено, тк Privateer был более современной версией В-24) Я пытаюсь пробиться в архивы полка патрульных бомбардировщиков VB-119 и в архивы японского 54 авиаполка с Парамушира, но пока что без особого успеха. Буду благодарен любой информации, касающейся того боя.
С уважением, Борис.

Мой ответ:
- Борис, здравствуйте!
Я, к сожалению, не специалист по данной тематике. Возможно, какие-то архивные "наработки" по озвученным Вами фактам имеются у нашего многоуважаемого эксперта из Москвы Константина Борисовича Стрельбицкого (ник - исСЛЕДОВАТЕЛЬ), но он сейчас в отпуске и вне Интернета...
Записан

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Уважаемые коллеги!
Продолжая данную тему, привожу данные по гибели от «дружественного огня» американских союзников ещё 11 советских военнослужащих.
6 августа 1945 года на борту сторожевых катеров ПК-7 и ПК-10 (из состава 2-го дивизиона пограничных катеров 60-го (Камчатского) Ордена Ленина морского пограничного отряда  Приморского округа Пограничных войск НКВД СССР) в Охотском море в районе мыса Инкаюш (по другим данным - Гаврюшкин Камень; оба - побережье полуострова Камчатка) в результате атаки 2 американских самолётов погибло 11 советских морских пограничников.

Следует отметить, что один из атаковавших катера самолётов был подбит из кормового орудия ПК-7 и ушёл со снижением. Примерно в 60-х годах он был случайно обнаружен на Камчатке, и тогда выяснилось, что самолёт – американский (привожу эти данные по памяти; когда найду в своём необъятном «домашнем архиве» источник – дополню). По моему разумению, два американских самолёта, взлетевшие с Алеутских островов на разведку Курил, перепутали Камчатку с близлежащим японским островом Сюмусю (ныне – российский Шумшу) и по собственной инициативе атаковали находящиеся у его берега «японские» военные корабли, за которые приняли советские пограничные катера. Так это или нет, можно будет точно сказать лишь после сравнения отчёта советских морских пограничников об этом бое с донесением уцелевшего американского лётчика, когда оба этих документа будут найдены.


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться результатами своего небольшого расследования атаки на камчатские пограничные катера ПК-7 и ПК-10 6 августа 1945 года. В том бою погибли 11 советских моряков, многие из которых были знакомыми или друзьями моего деда. Историю про этот инцидент я слышал с детства и от деда, и от отца с его братьями, которые повторяли рассказы выживших моряков. По их версии корабли были атакованы японскими истребителями.  А с полгода назад я прочитал на интернете о том, что атаковавшие самолеты были не то американскими, не то и вовсе без опознавательных знаков. Собственно, тогда я и начал искать дополнительную информацию. Все прояснилось в ответе от старшего историка аляскинской базы ВВС США Элмендорф, что рядом с Анкориджем. Он прислал мне копии разборов полетов четырех самолетов военно- морской авиации США PB4Y-2 "Privateer" на северные Курильские острова, датируемые 5 августа. Между Алеутами и Камчаткой 21 час разницы во времени, поэтому полет датируется "вчерашним" днем.  Два первых самолета (позывные-flight Able, бортовые номера- 86V и 92V), пилотируемые лейтенантами Noyer и Hofheymer, вылетели с базы на острове Шемья около 8 утра алеутского времени (5 утра 6 августа по Камчатке) и около 12 (алеутское время) начали снижение у берегов Камчатки. Оба лейтенанта только что переучились на этот новый тип самолета и никогда не летали в этом регионе. Плюс, это было первое боевое задание их только что сформированного подразделения VPB-120 (бомбежка целей на Курилах). Всего за 5 дней до этого их боевая часть в полном составе перелетела на Шемью с тренировочной базы  на острове Видби (Whidbey Island) в штате Вашингтон. Несмотря на 2500 часов летного стажа у одного из пилотов, и 3100 часов у второго, похоже, что в то утро они "промахнулись" и оказались километров на 50 севернее, чем планировали- во всяком случае, так написано в послеполетном рапорте. (В районе острова Уташуд их заметили советские пограничники; о факте нарушения воздушного пространства СССР было доложено начальству, см. выписку ниже). Около 12:20 (9:20 по Камчатскому времени) первый самолет с л-том Moyer за штурвалом, обнаружил 2 корабля возле берега Камчатки у острова Гаврюшкин Камень, и (полагая, что он находится у восточного берега Парамушира) сходу атаковал их.  Вскоре к нему присоединился и самолет л-та Hofheymer-а, однако на втором заходе стрелок разглядел советские флаги и отозвал атаку, после чего они улетели продолжать задание по облету Шумшу и Парамушира. В общей сложности самолеты сделали 7 заходов на цель и выпустили около 5000 (!) выстрелов из пулеметов 50 калибра (12,7 мм) по нашим кораблям. Несмотря на ответный огонь корабельных пулеметов, сами не получили ни царапины. Поскольку на американских самолетах при открытии огня автоматически включались фотоаппараты, сразу после возвращения был подтвержден факт ошибочной атаки. Не знаю, дошло ли дело до межгосударственных нот, но высшее начальство американского тихоокеанского флота участвовало в разборе происшествия. Лейтенант Noyer не только не знал своего точного местоположения, но и грубо нарушил инструкцию по опознанию кораблей (он должен был сделать опознавательный проход над целью, прежде, чем открывать огонь)

Еще одной загадкой меньше. К сожалению, не единственный пример поспешных решений, которые стоили человеческих жизней.

Вот выписка из доклада пограничников в Москву, которую а нашел на этом форуме:

РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 42 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:

Лист 75: «Совершенно секретно
Исх. № 17/00519 от 7.8.45
тов. Сталину
тов. Молотову
тов. Вышинскому
тов. Антонову
6 августа с.г. в 9 часов 25 минут со стороны моря на высоте 400 метров появились два американских самолета типа «В-24», которые нарушили государственную границу в районе острова Уташуд (восточное побережье полуострова Камчатка), в 9 часов 30 минут скрылись в юго-западном направлении.
В тот же день с 10 до 12 часов на высоте 300 метров равномерно появились три американских самолета типа «В-19», которые нарушив границу в районе мыса Лопатка, скрылись в том же направлении.
И.о. начальника войск НКВД СССР генерал-лейтенант Стаханов»

P.S. от меня: PB4Y-2 "Privateer" был морским патрульным самолетом, сделанным на базе бомбардировщика В-24. В начале августа 1945 года, эти самолеты впервые появились у советских берегов, поэтому пограничники и опознали их, как  В-24 "Liberator" в первом случае, и как В-19- во втором. Не совсем понятно, почему во втором случае пограничники насчитали 3 самолета. Возможно, что первый оторвался от второго и вернулся, чтобы продолжить полет вместе.

P.S.S. В 60х годах на Камчатке около вулкана Мутновский геологи действительно нашли место катастрофы американского бомбардировщика PV-1 Ventura (б/н 31), не дотянувшего до Петропавловска после повреждений во время бомбежки Шумшу, но это совсем другая история. Она в деталях описана в книге "The Last Flight of Bomber 31" американского автора Ralph Wetterhahn, который участвовал в экспедиции по опознаванию останков летчиков в начале 2000х.

Фото  PB4Y-2 "Privateer" из VPB-120 с о. Шемья и копии документов добавлю позже.

С уважением,

Борис Ильченко

P.S. Если кто-то хочет использовать материалы этого поста для своих публикаций, ссылка на имя автора обязательна. Со мной можно связаться напрямую: bilchenko@gmail.com
Спасибо!







« Последнее редактирование: 21 Май 2014, 18:35:07 от DocB »
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
Благодарю за эту интересную информацию в целом и за подпробности, лично мне неизвестные - в частности.
Знаю, что тогда же на верхах пограничников была высказана мысль о том, что этой провокацией американцы, мол, хотят втравить нас св войну с Японией, с которой сами никак справится не могут... Но разбирать этот инцидент не стали, ибо при черепашьей скорости прохождения ддокументов по инстанция, на третий день наступило 8 августа - день начала Советско-японской войны 1945 года.
Интересно было бы узнать, что пишут в своих отчётах те же американцы про авиационную подготовку их десанта на Северный Курилы, разгромленного тогда же, у берега Шумшу японцами?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Уважаемый Константин Борисович, американцы довольно много бомбили Курилы, с того момента, как выгнали японцев с островов Атту и Киска зимой 1943, но про высадку их десанта на Шумшу я слышу впервые. Уточните, пожалуйста, о каких датах идет речь?
« Последнее редактирование: 23 Октябрь 2012, 23:07:59 от DocB »
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Вот несколько фото к моему рассказу об атаке американцами наших пограничников:
Это пограничные катера, сфотографированные после войны на новой стоянке в бухте Соленое озеро, на переднем плане- ПK-7:

На момент инцидента катера базировались в бухте Медвежье озеро, и буквы с цифрами на их бортах были меньшего размера, чем на фото. Кто знает, может тот бой и стал причиной для смены размера шрифта?
А это- самолеты PB4Y-2 "Privateer" из эскадрильи VPB-120 с острова Шемья.



Хвостовые коды на тех, что атаковали советские катера были 86V и 92V.
Документы по разбору полета у меня в формате pdf, который не вставляется в текст сообщения. Если кому интересно- могу выслать на эл.почту.
« Последнее редактирование: 22 Октябрь 2012, 05:52:37 от DocB »
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
10 июня 1945 года (камчатское время) восьмерка американских В-25 из 77 бомбардировочной эскадры с острова Атту вылетели на бомбежку целей на острове Атласова (Алаид, Araito). Эта операция была задумана для отвлечения внимания японцев от подхода американских кораблей к южной оконечности Парамушира для арт. обстрела. Первую четверку B-25 вел Edward Irving. По пути на цель он осознанно провел самолеты над оконечностью мыса Лопатка. На возражения от одного из ведомых экипажей Irving дал приказ поддерживать радиомолчание. Стрельбы с земли не было. На обратном пути бомбардировщики были атакованы японскими истребителями с Шумшу, и уходя от огня, опять попали в советское воздушное пространство. Раньше в таких случаях советские зенитчики стреляли сзади по курсу американцев, чтобы отогнать преследующих японцев, но в этот раз снаряд попал в центральный бензобак самолета Ирвинга (B-25J, tail No 44-29148), который взорвался в воздухе. Все 6 членов экипажа погибли и были захоронены советскими солдатами. Бумажник Ирвинга позже был передан командиру группы американских летчиков (Hubert Winter), интернированных в Петропавловске с 11 мая по 17 июля 1945 года. На прилагаемых фото, любезно предоставленных мне камчатским историком Ириной Васильевной Витер- выписка из журнала 945 зенитной батареи с мыса Лопатка и обломки одного из двух B-25, сбитых над Лопаткой советскими зенитчиками. Второй самолет (B-25J, tail No 44-36148) пилотировал Raymond Livingston, его сбили 13 июля 1945 года. Подробности этого инцидента еще нуждаются в изучении.




Как видно, самолет был ошибочно опознан, как Б-34 (советское название PV-1 Ventura).
С уважением,
Борис Ильченко
« Последнее редактирование: 22 Октябрь 2012, 06:03:47 от DocB »
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
Буду благодарен вам за тот документь, который вы предлагаете выслать! Мой электронный адрес указан в моём "Профиле".
Про второй описываемый Вами инцидент писала, насколько я помню, такая "авторица", как Алла Хаимовна Паперно. Есть ли у Вас её книга про "тихоокеанский ленд-лиз"?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 23 Октябрь 2012, 23:47:13 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Вот имена американского экипажа, сбитого 10 июня 1945 года огнем 945 зенитной батареи на мысе Лопатка:
Captain Edward J. Irving, Pilot
Captain Nathan R. Riser, Bombardier-Navigator
2nd Lieutenant Orvil M. Lord, Co-Pilot
Staff Sergeant Roland R. Ernser, Gunner
Staff Sergeant Frederick A. Lang, Engineer-Gunner
Corporal Leslie C. Denton, Jr., Radio Operator

Ближайший анализ фото показал, что на первых двух снимках- обломки другого американского самолета, PV-1 Ventura (BuNo 49508, эскадра VB-136), который после боя с японскими истребителями сел на вынужденную посадку и взорвался несколько минут спустя 20 августа 1944 года. Экипаж, возглавляемый Jack R Cowles, успел выбраться из горящего самолета за несколько мгновений до взрыва и был интернирован советскими солдатами с Лопатки. Впоследствии они повторили долгую дорогу до лагеря интернированных американцев под Ташкентом, откуда НКВД организовало их "побег" в Иран 30 января 1945.
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
На фото- могила сержанта Роланда Эрнсера, бортстрелка из экипажа Эдварда Ирвинга, сбитого над Лопаткой советскими зенитчиками в 1945. Он перезахоронен в Милуоки, на католическом кладбище Святого Креста (Holy Cross Cemetery). Еще удалось выяснить, что командир экипажа, капитан Эдвард Ирвинг был перезахоронен на маленьком семейном кладбище в штате Вирджиния, а штурман, лейтенант Орвилл Лорд- в Канаде, в тихоокеанской провинции Британская Колумбия. На остальных членов экипажа родственники не заказывали надгробия через Департамент обороны, поэтому о них информации пока нету. Говоря совсем строго, я даже не могу подтвердить факт перезахоронения: есть шанс, что родственники (учитывая обстоятельства смерти) просто поставили памятные камни над пустыми могилами... Маловероятно, конечно, но администраторы кладбища не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть такой возможности.
[/URL][img]
http://s020.radikal.ru/i703/1405/23/e68210b9014d.jpg
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
Благодарю за фото и интересную информацию!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Может быть не совсем в тему, но не хочется открывать новый топик.

Изучая архив американской патрульно- бомбардировочной эскадрильи VB-136, нашел следующее:

27 августа 1944 года лейтенант Прайс (Price), пилотировавший самолет PV-1 "Ventura", бортовой номер 76 и полагая, что он находится у берега острова Онекотан, атаковал 400-футовый танкер, следовавший северным курсом под японским флагом. Одна из зажигательных бомб взорвалась на палубе в средней части судна, от чего начался пожар, который наблюдался с самолета на протяжении 30 минут, пока танкер не скрылся из вида. Последующий разбор фотографий и анализ полета подтвердил, что атака произошла у берега Камчатки, а танкер, возможно, был советским. Летчик и члены экипажа, правда, утверждали, что видели японский флаг, нарисованный на борту судна и поднятый над надстройкой.

Есть ли какая- то информация с советской стороны об этом инциденте?

Несколько раз в просторах интернета проскакивала информация об атаке одиночным американским самолетом танкера "Эмба" или "Эмба-нефть" (?) 14 октября 1944 года в Первом Курильском Проливе. Однако американские архивы такого факта не подтверждают. Буду благодарен за любую информацию по этому поводу!

С уважением,
Борис

bilchenko@gmail.com
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
Относительно описанных Вами событий 27.08.1944 никаких данных советской стороны до сих пор не имелось. Вызывает удивление сам факт "перепутывания" Онекотана с Камчаткой (несопоставимая длина побережья), а так же "японский флаг, нарисованный на борту судна".
Относительно второго эпизода в моём справочнике "Август 1945: Советско-японская война на море - Цена Победы", на странице 35-й написано следующее:
"- танкер "Эмба" (ДГМП) - 14 октября 1944 года в 6.45 в Первом Курильском проливе повреждён в результате атаки одиночного американского самолёта (от взрыва авиационной бомбы в борту образовалась пробоина, через которую внутрь корпуса стала поступать вода, возник крен, имелись пулевые пробоины), ранено 2 члена команды (один из них - смертельно)".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Спасибо, Константин Борисович! Именно на эту информацию по атаке на "Эмбу" я и ссылался. Удивительно, но никакого упоминания о ней нету ни в армейских, ни во флотских архивах США. В Первом Курильском проливе американцы с 12 по 16 октября вообще не летали. Да и факт удачной атаки (даже ошибочной) летчики не могли не зарегистрировать. Явно какая- то нестыковка- либо в дате, либо в месте. Надо искать в российских флотских архивах.
А касательно ошибки пилота насчет своего местоположения (Онекотан или Камчатка)- в 1944 году это случалось нередко. Американские радары системы ЛОРАН (предшественники GPS) на таком удалении от Алеутских о-вов тогда работали очень ненадежно. Из-за постоянной облачности в этом регионе летчики для снижения перед атаками на Шумшу и Парамушир больше всего полагались на сигналы советского радиомаячка на мысе Лопатка, который тоже периодически барахлил или менял частоту без предупреждения.
Так что еще раз, буду очень признателен за любую дополнительную информацию!
С уважением-
Борис Ильченко.
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

DocB

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13
Уважаемый Константин Борисович,
Возвращаясь к теме дружественного огня, хотел уточнить у Вас насчет источника информации об атаке на танкер "Эмба", описанному в Вашей книге. Я перепроверил архивы и армейской, и флотской авиации США за эти дни, но у них нету абсолютно ничего о полетах над Первым Курильским проливом с 12 по 16 октября. У "армейцев" была атака на северную часть Парамушира, где пару бомб по неточности разорвались в воде, и теоретически могли повредить корабль, но упоминания ни о каких судах летчики не дают, хотя такое большое судно нельзя было не заметить. Во время другой миссии в эти дни цели были закрыты облаками, и бомбы были выброшены над водой (обычная практика безопасности), но опять же- никаких упоминаний о судах.
Единственная задокументированная атака на одиночный корабль в эти даты произошла 12 октября (перевожу из послеполетного доклада близко к тексту, комментарии в скобках мои):
Одиночный В-24 404й эскадрильи вылетел на фоторазведку острова Матуа. Задание было выполнено успешно, фото побережья были сделаны с высоты 300 футов на удалении от берега в 10000 футов. После этого самолет обстрелял несколько судов класса Sugar Dog (небольшие рыбацкие шхуны) между островами Матуа и Банжо (Топорковый?) и начал набор высоты на обратный курс (в сторону Алеут). Будучи на высоте 4000 футов, экипажем был замечен корабль класса Fox Tare Able, координаты 48*16'N  153*45'E, следующий курсом 210* с приблизительной скоростью 8 узлов. Первый бомбовый заход был сделан с высоты в 5000 футов в 16:26 (алеутское время, соответствующее 13:26 13 октября на Камчатке или 5:26 13 октября в Москве). Была сброшена одна 100 фунтовая бомба, которая взорвалась в 100-200 футах от кормы. Судно начало резкий поворот в сторону. Во время 2-го захода на цель бомбы не отделились от держателей. Был предпринят третий заход, во время которого судно продолжало "кружить", в связи с чем три оставшиеся бомбы, сброшенные в 16:32, легли далеко от цели. (Конец доклада).
Fox Tare Able, согласно классификации небоевых судов морской разведки США имел водоизмещение 7000-8500 тонн, надстройку сложной геометрии (composite superstructure), 2 шлюпки сбоку от надстройки, непрепывный борт (flush hull) и 4 или больше мачт или крановых точек на палубе.

Координаты соответствуют уровню Онекотана. Курс- юго- западный (из США вокруг Японии через Цусимский пролив во Владивосток?). Размер судна- примерно схож с "Эмбой", построенной на базе "Либерти". От разрыва в 30-60 м от кормы могла образоваться и пробоина в борту. Пулевых пробоин, правда, в этом случае быть не могло- это была чисто бомбовая атака с высоты > 1,5 км.
Где бы найти документы с  самой "Эмбы" ???
С уважением-
Борис Ильченко
Записан
С уважением- Борис.
_______________________
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »