Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Гибель шведского "Грифа"  (Прочитано 3449 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Гибель шведского "Грифа"
« : 09 Декабрь 2012, 18:30:32 »
Уважаемые коллеги!
Надеюсь, что мой новый материал, кторый я предлагаю вашему вниманию в этой, вновь открытой теме нашего Форума, не только будет соответствовать своим содержанием этому его раделу, но и вызовет интерес у его читателей.

"2012 – 2013 © К.Б.Стрельбицкий

ГИБЕЛЬ ШВЕДСКОГО «ГРИФА»
(Историческое расследование)

…Наверное, многие читали в своё время произведения талантливой детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской, среди которых была и книга «Девочка в бурном море», повествующая о событиях Второй Мировой войны в Европе глазами советского ребёнка. Вспомним следующий эпизод из главы этой книги под названием «Голубой шарф»:
« ... Шведский пассажирский самолёт «Гриппен» приближался к берегам Швеции. Мерно рокотали моторы. Бортмеханик включил свет, раздвинул шторы. Пассажиры жадно прильнули к окнам. По соседству с самолётом мчалась полная луна, разрывая легкие облака, внизу поблескивали огоньки рыбацких домиков – в шхерах уже началось трудовое утро, вдали замелькали пунктиры огоньков вдоль шоссе. Пассажир-пастор осенил себя крестом. Опасная зона позади. Внизу шведская земля. Пассажиры расправляли плечи, спины, уставшие от многочасового напряженного сидения в темноте. Больше всего обрадовались свету и незашторенным окнам дети. «С благополучным прибытием в Швецию!» - поздравил стюард пассажиров и предложил горячий кофе в бумажных стаканчиках. Но ребятам не хотелось никакого кофе, они прильнули к стеклу - поскорее бы увидеть своих отцов. Витька следил за луной - самолёт никак не мог обогнать ее. Женщины приводили себя в порядок. У Катюшиной мамы разметались за ночь тяжелые косы; она украдкой спустила их между колен, расплела, и из-под гребня на пол пролились золотистые вперемежку с серебряными пряди - блокада оставила свой след.
Внизу под самолетом все больше светящихся пунктиров... Вдруг по луне чиркнула какая-то тень... В самолете внезапно погас свет. Вразлад заработали моторы, самолет задрожал как в лихорадке. Луна, словно испугавшись, стремительно понеслась вверх. Навстречу летит земля...
Яркое пламя лизнуло стёкла окон, осветило широко раскрытые глаза Катюши.
Взрыв потряс шхеры.
Взрыв в шхерах потряс сердца шведов.
Фашистский истребитель сбил над шведской землей пассажирский самолет невоюющей Швеции.
Когда над шхерами взошло бледное зимнее солнце, родственники пассажиров «Гриппена», прибывшие в шхеры, тщетно пытались опознать среди обгоревших трупов своих родных...
Над зданием полпредства приспущен советский флаг. В голубом зале на постаменте, увитом траурными лентами, стоят шесть урн. В почетном карауле Николай Петрович, его помощник, Александра Михайловна и Антошка. По улицам Валхалавеген и Карлавеген движется скорбная процессия и с обоих концов вливается на Виллагатан. Метёт позёмка, люди несут бережно закутанные цветы. Холм живых цветов вырастает вокруг урн, вздымаются в клятве сжатые кулаки, молча, с низким поклоном пожимают рабочие, моряки, простые люди Швеции руки двух осиротевших отцов.
Над зданием Советского полпредства в белой пороше трепещет алое полотнище.
В голубом зале шесть урн.
Над урнами вздымаются в клятве крепко сжатые кулаки.
Это – война».
Автор этих строк стала известна многим не только как талантливая детская писательница, но – впоследствии – и как советская военная разведчица. На склоне своего жизненного пути полковник Зоя Ивановна Рыбкина (Воскресенская) написала мемуары, под названием «Теперь я могу сказать правду» увидевшие свет в 1992 году, уже после её смерти. Там об этом эпизоде своего пребывания в Швеции она написала следующее:
«Наш военно-морской атташе Алексей Иванович Тарабрин поделился со мной новостью:
- Завтра прибывает английский самолет, на нем летят моя жена и двое моих малолеток и жена моего помощника тоже с двумя детьми. Все они пережили ленинградскую блокаду. Наконец-то мы обретем свои семьи. Всё самое страшное позади.
Разве мог этот человек даже подумать, что непомерно тяжкая беда еще впереди.
Английский самолёт, на котором летели семьи наших посольских товарищей, был расстрелян врагом в упор над нейтральной шведской землей. Взорвался… загорелся… рухнул… Все погибли. Чудом спасся шведский пастор. Взрывом его выбросило в кустарник, и он уцелел, хотя и сильно пострадал.
В ожидании семей Тарабрин и его помощник покупали игрушки, лакомства для своих ребят. Что говорить, эти семьи ждала вся наша колония. Любовью и подарками готовились встретить их, перенесших и ленинградскую блокаду, и переход с конвоем из Мурманска в Глазго, и перелёт через коварное Северное море…
Ночью меня разбудил резкий стук в дверь. Я не удивилась. Тарабрин еще днем предупредил, что по приезде с аэродрома он придет за мной: «Как не выпить шампанского в честь приезда?»
Услышав стук в дверь, я откликнулась:
- Поздравляю, поздравляю, Алексей Иванович! Разреши мне приветствовать твою семью утром, сейчас я не в форме.
- Открой дверь! – не сказал, а выкрикнул Тарабрин. Выкрикнул так, что мне стало не по себе.
Я накинула халат, включила свет. Алексея Ивановича трудно было узнать. Мертвенно-бледный, ни кровинки в лице. Каким-то потусторонним голосом он сказал:
- А мои-то сгорели. Все сгорели, все шестеро, четверо деток.
Он рыдал, закрыв лицо ладонями.
Я усадила его, обхватила за плечи, сама не в силах сдержать рыданий.
- Сейчас поедем опознавать трупы. – Он тяжело поднялся с кресла.
В обгоревших останках Тарабрин и его помощник едва узнали своих. На одной руке спеклись золотые часы и браслет, которые Алексей Иванович подарил жене к ее тридцатилетию…
К вечеру в посольстве было установлено шесть урн. Две большие и четыре маленькие. Большие урны были окутаны газовыми шарфами, приготовленными для жен. На маленьких – октябрятские звездочки. В почетном карауле бессменно стояли отцы погибших. Оба познали войну. Один был на Халхин-Голе, другой – в республиканской Испании. Они никогда не применяли оружие против детей, они отважно защищали детство. Сейчас с мокрыми платками у лица они не могли сдержать слёз. Обоих обуревало чувство мести, они рвались в действующую армию.
А по улице Виллагатан растянулась бесконечная цепочка жителей шведской столицы. Люди пришли в советское посольство со словами соболезнования, возмущения актом вандализма, совершенного гитлеровцами.
Взрыв самолета потряс шхеры…
Взрыв в шхерах потряс сердца шведов…»".
 

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2013, 22:48:57 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #1 : 09 Декабрь 2012, 18:31:43 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публикацию текста своего нового материала:

"Как мог заметить внимательный читатель, в процитированных нами выше текстах художественного произведения и мемуаров одного и того же автора имеются некие разночтения, но оба этих отрывка повествуют, без сомнения, об одном и том же трагическом эпизоде, разбору которого и будет посвящён наш материал…
…Шведское слово «Грипен» (Gripen) переводится на русский язык как «Гриф». Ныне такое название носит шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения «Saab JAS 39 Gripen», состоящий на вооружении военно-воздушных сил ещё нескольких стран мира. Однако в истории шведской авиации у него уже был один предшественник с именно таким именем.
Им был представитель семейства самого распространённого в мире в предвоенные и военные годы транспортного самолёта – американского «Douglas» DC-3. Данную машину, собранную в 1938 году под заводским номером «2132» по модификации «DC-3-268», заказала шведская авиакомпания «Актиеболагет Аэротранспорт» (Aktiebolaget Aerotransport), или сокращённо «ABA». В самолётном парке этой компании данный самолёт получил регистрационное обозначение «SE-BAG» и «имя собственное» «Грипен», начертанное на фюзеляже.
Самолёты компании «АВА» активно использовались на международных авиалиниях (в частности, с 1937 года – между Стокгольмом и Москвой), но начавшаяся война в Европе сильно сократила международный трафик нейтральной Швеции. Тогда лучшие машины компании (и в их числе – «Грипен») были поставлены на международную курьерскую авиалинию, связывающую остающейся нейтральной Швецию с воюющей Великобританией, движение шведских самолётов по которой было открыто – с разрешения Германии! – 27 марта 1942 года. Все эксплуатирующиеся здесь шведские машины получили специальную «окраску нейтралитета» - целиком белый фюзеляж с многочисленными надписями чёрного цвета на нём, крупнейшей из которых было десятиметровое указание на национальную принадлежности самолёта – SWEDEN, выведенное двухметровыми заглавными буквами. Но однажды не помогло и это: 28 августа 1943 года в полёте над Северным морем бесследно пропал со всеми находящимися на борту другой «дуглас» компании «АВА» - по имени «Гладдан» (шв. Коршун), и только в 1951 году удалось установить, что его сбил немецкий истребитель. После этого происшествия белый цвет фюзеляжей летавших в Великобританию из Швеции и обратно машин «АВА» срочно был заменён на ещё более бросающийся в глаза – на оранжевый.
Именно в такую «ливрею» и был «одет» в своём последнем полёте «Грипен». Экипаж машины состоял из 4 человек: командир воздушного судна (1-й пилот) Хенрик Сколлин (Henrik Schollin), 2-й пилот Пер-Ове Дарин (Per Ove Darin), бортмеханик Стиг-Луи Групп (Stig Louis Grupp) и бортрадист Биргер-Олоф-Сигвард Хольмбек (Birger Olof Sigvard Holmbäck). Кроме них, на борту было 11 пассажиров – англичанин, американец, 3 шведов и 6 граждан СССР. Из числа иностранных для нас пассажиров «Грипена» известны имена лондонского агента известнейшей британской корпорации страховщиков «Ллойд» Альберта-Дугласа-Реншоу Гулдера (Albert Douglas Renshow Goulder) и американского пастора доктора Т.-С.Хьюма (T.C.Hume) из города Клермонт в Калифорнии, а так же некого «шведского моряка» по фамилии Ольсен. Имена ещё двух подданных короля Швеции, находившихся на борту «Грипена» в его последнем полёте, установить пока не удалось.
Наибольший же интерес для нас представляют наши соотечественники – советские граждане. Все источники сходятся в том, что это были семьи двух советских военных дипломатов – военно-морского атташе и его помощника. Первую должность в Швеции в 1942 – 1945 годах занимал капитан 2-го (затем – 1-го) ранга Алексей Тимофеевич Тарадин. На борту «Грипена» находились его жена – Мария Дмитриевна Тарадина (в девичестве – Дмитриева) 1904 года рождения – и двое сыновей – 12-летний Алексей и 6-летний Владимир. Вместе с ними летели члены семьи секретаря Тарадина – капитан-лейтенанта Алексея Андреевича Умнышкова – его жена Зинаида Яковлевна Умнышкова (урождённая Никитина) 1914 года рождения, 4-х летний сын Евгений и 3-х летняя дочь Ольга".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 18 Сентябрь 2013, 14:57:42 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #2 : 09 Декабрь 2012, 18:32:44 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публикацию текста своего нового материала:

"…Вечером в пятницу, 22 октября 1943 года «Грипен» вылетел из шотландского Прествика (Prestwick) и взял курс на стокгольмский международный аэропорт Бромма (Bromma) по кратчайшему маршруту -над Северным морем. Весь полёт должен был занять около 4 часов лётного времени. В начале третьего часа полёта с борта «Грипена» была принята последняя, экстренная радиограмма: «Иду на вынужденную! Нас подбили!». Однако посадка на воду не удалась – объятый пламенем и потерявший управление самолёт врезался в скалы шведского острова Холлё (Hållö), что находится в проливе Скагеррак, в полусотне миль севернее Гётеборга.
Из 15 человек, находившихся на борту «Грипена», чудом удалось спастись лишь двум – бортмеханику Группу и пассажиру Ольсену. Когда от удара о прибрежные скалы корпус самолёта развалился, им удалось выбраться наружу из кормовой части и спастись на надувной резиновой лодке из штатного спасательного комплекта самолёта. Все остальные 13 человек, находившихся на борту «Грипена», включая шестерых граждан СССР, погибли…
Из трёх погибших членов экипажа «Грипена» двое – пилоты Сколлин и Дарин – были похоронены на стокгольмском кладбище «Галэркюркгорден» (Galärkyrkogården Begravningsplats), а радист Хольмбек – на «Скогскюркгорден» (Skogskyrkogården Begravningsplats). Четвёртый, спасшийся член экипажа рассказал впоследствии журналистам, что примерно в 22.35 «Грипен» был обнаружен и атакован военным самолётом неизвестной национальной принадлежности, который в течение десяти последующих минут вёл по их машине огонь из пушек и пулемётов. «Один из моторов был поражён, а плоскости были охвачены огнём, - продолжал Групп. – Пилот приказал приготовиться к посадке на воду. Мы открыли дверь и надули резиновую шлюпку, но тут вышел из строя второй мотор, лишив нас возможности посадить самолёт. Он врезался в скалы и разломился пополам. Он продолжало гореть как факел».
Это военное преступление – атака гражданского самолёта нейтрального государства с невооружёнными людьми-«нонкомбатанами» на борту над его территориальными водами – было совершено экипажем немецкого ночного истребителя «Юнкерс» Ju 88G под командованием обер-лейтенанта Вернера Шпайделя (Werner Speidel). Его машина входила в состав 10-й эскадрилии 4-й группы 3-й эскадры ночных истребителей Люфтваффе (10/NJG 3.; Gruppe IV Nachtjagdgeschwader 3). Стартовавший с авиабазы «Ольборг-Вест» (Aalborg-West) на территории оккупированной немцами Дании, «юнкерс» Шпайделя атаковал идущий на высоте 600 метров над Скагерраком одиночный «дуглас» своим бортовым оружием в квадрате с условным обозначением «СС-7.3». Эта атака на «Грипен» была зафиксирована немецким пилотом в отснятом с помощью «фотопулемёта» фильме под номером «С.2031/II». В 23.01 (по другим данным – в 23.03) горящий «Грипен» врезался в скалы острова Холлё…
…В отличие от упоминавшегося выше случая со сбитым двумя месяцами ранее «Гладданом», германская сторона практически сразу же признала ошибочность атаки нейтрального самолёта, и военный атташе Германии в Швеции принёс Стокгольму официальные извинения по поводу случившегося. Однако, после потери уже второго своего курьерского самолёта шведская авиакомпания «Актиеболагет Аэротранспорт» объявила о полном прекращении полётов из Швеции в Великобританию и обратно (они будут возобновлены лишь в следующем, 1944 году). К сожалению, перевод освободившихся самолётов «АВА» на другие международные авиалинии не спас компанию от новых военных потерь, но это – тема уже совсем иного исторического расследования…
…Журналист всегда остаётся журналистом, и даже в военное время репортёры попытались высосать из трагедии с «Грипеном» некую всемирную сенсацию. По мнению ряда из них, немцы специально охотились за этим самолётом, так как по их данным на его борту в этом полёте находился министр иностранных дел британского правительства Энтони Иден (Anthony Еden), который через Швецию должен был попасть в Советский Союз (?). По данным западных журналистов, информация об этом была куплена Гестапо (!?) за огромную сумму – 1 миллион британских фунтов стерлингов. Современные знания подлинной истории Второй Мировой войны позволяют нам никак не комментировать эту журналистскую сенсацию «образца 1943 года»…".

Окончание следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2013, 22:51:26 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #3 : 09 Декабрь 2012, 18:34:05 »
Уважаемые коллеги!
Завершаю публикацию текста своего нового материала:

"…Трагедия семей Тарадиных и Умнышковых становиться ещё ярче, если вспомнить, какой путь проделали жены и дети этих сотрудников советского военно-морского атташата в Швеции, чтобы встретиться со своими мужьями и отцами. Они были вывезены из осаждённого Ленинграда, совершили путешествие через всю страну по Транссибирской железнодорожной магистрали до Владивостока, откуда на пароходе «Балхаш» отправились через военный Тихий океан и после долгого плавания пересекли его. Оказавшись в Америке, они проехали по её территории с Запада на Восток, чтобы в составе союзного трансатлантического конвоя пересечь теперь уже другой океан в самый разгар «Битвы за Атлантику» и, наконец, оказаться в Великобритании. Это, почти кругосветное путешествие семей Тарадиных и Умнышковых должно было окончиться в Швеции, до которой оставалось всего несколько часов полёта, ставших последними в их жизни… Трагедия его семьи не смогла тяжело не сказаться на самом советском военно-морском атташе в Швеции Алексее Тимофеевиче Тарадине. Он стал снимать стресс, увы, «известным и доступным русским способом», что, в свою очередь, не могло не отразиться на его службе, и в результате в декабре 1945 года он был отозван в Советский Союз и временно понижен в воинском звании. Не помогли ни государственная награда – орден Красной Звезды в ноябре 1944-го, ни скоротечная – в августе того же года – вторичная женитьба на 22-летней машинистке советского посольства в Стокгольме Клавдии Александровне Фёдоровой, которая к этому времени уже находилась в положении. (Родившийся у неё в Стокгольме в январе 1945-го третий сын Тарадина – Алексей – в 5-летнем возрасте умрёт уже в Москве, и наследником бывшего советского военно-морского атташе в Швеции станет только четвёртый по счёту его сын – Сергей Алексеевич Тарадин – родившийся в 1952 году и до сих пор проживающий в столице.) Перед возвращением из Стокгольма на Родину Алексей Тимофеевич Тарадин забрал урны с прахом погибших близких и перезахоронил их в Москве. Однако - наверное, по некому бюрократическому недосмотру - Мария Дмитриевна и Владимир Алексеевич Тарадины до сих пор числятся захороненными именно в Швеции…
…Завёл новую семью и второй советский военный моряк, потерявший своих близких в катастрофе «Грипена». Уже после окончания войны Алексей Андреевич Умнышков вновь женился, и у них с Тамарой Александровной родились сын Евгений (1946 - 1997) и дочь Анна (в 1953 году). Кроме неё, семейную династию Умнышковых продолжают ныне внук Алексея Андреевича Александр Евгеньевич (1969 года рождения) и правнук Алексей Александрович (1993 года). Именно Анна Алексеевна Умнышкова, ознакомившись с первоначальным вариантом текста данного исторического расследования, прислала нам эту информацию, а также ряд ценных иллюстративных материалов по его теме.
…12 июня 2004 был на острове Холлё был открыт памятный знак погибшему «Грипену». Он представляет собой установленную на закреплённой на камнях металлической пластине погнутую лопасть воздушного винта от самолёта «Douglas» DC-3. На стене бывшего домика местной радиотелеграфной станции установлена пластиковая табличка с поясняющим текстом на шведском языке, который в литературном переводе на русский будет выглядеть следующим образом:
«Во время Второй Мировой войны, в 23 часа 22 октября 1943 года шведский курьерский самолёт «Грипен» после обстрела немецким истребителем над Скагерраком врезался в гору рядом с Мраморным бассейном на северо-западной стороне Холлё. Из пятнадцати человек, находившихся на борту, уцелело только двое. Эти люди не были вооружены и осуществляли тайный полёт между городом Абердин в Шотландии и аэродромом Бромма. «Грипен» был «Дугласом ДС-3 Дакота» и имел такие же лопасти воздушных винтов, как установленная здесь в память об этом трагическом происшествии. Общество «Пост Холлё» благодарит за этот дар «Роландс Антикинвестерингар Хоби» из Мункедаля. Губернатор Гёте Бернхардссон открыл этот памятный знак 12 июня 2004 года». 

Автор благодарит своих коллег по Форуму Поисковых Движений Романа Фирсова (Лондон, Великобритания) и Сергея Щербинина (Пушкин, Санкт-Петербург), а так же дочь одного из героев нашего исторического расследования Анну Алексеевну Умнышкову за неоценимую помощь в сборе необходимых материалов для этой статьи".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий





« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2013, 22:52:12 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #4 : 09 Декабрь 2012, 22:36:11 »
Уважаемый Константин Борисович!
Спасибо за еще одну страницу в истории Второй Мировой. Страницу, увы, трагическую, но уж какая история, такие и книги.
Одна деталь конспирологического свойства из рассказанного Вами заинтересовала очень: открывшиеся в марте 1942 г. с разрешения Германии полеты из Швеции в Великобританию и обратно. Не иначе, как Канарис руку приложил - этот мастер двойной игры? А тут еще Рудольф Гесс, который, насколько я помню, содержался в Шотландии...
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #5 : 09 Декабрь 2012, 22:50:59 »
Уважаемый Роман Михайлович!
Спасибо за отзыв о моей работе!
По поводу заинтересовавшего вас "разрешения Германии". Я не останавливался на этом вопросе подробно, так как описание этого процесса увело бы в стороны от основной темы повествования. Изложу это схематично: переговоры по этому вопросу велись на межгосударственном (Швеция и Германия) уровне, немцы были заинтересованы в поддержании экономических контактов со Швецией в условиях морской блокады, а те (в первую очередь - крупный бизнес) - в данных условиях в расширении контактов со всеми воюющими сторонами. В результате доторговались до разрешения полётов шведских самолётов в Великобританию при гарантии безопасности их с немецкой стороны. Фактически выигрывали от этого одни шведы, поэтому для них это было фактическим "разрешением Германии", которая от Швеции получала столько всего, что оказалась готовой пойти на такую, частную в принципе, уступку. Это - в общем-целом.
кстати: про единичную попытку советско-шведского воздушного сообщения в 1942 году у нас на Форуме есть так же мой материал " Последний полёт ПС-84" вот здесь -
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=25622.15
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

 
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #6 : 09 Декабрь 2012, 23:20:51 »
Константин Борисович, не кажется ли Вам, что все же это какое-то странное было воздушное соообщение: такое легально-нелегальное? Немецкий летчик, сбивший "Грипен", легко мог сослаться на то, что воздушное судно шло с затемнением, и вообще, в данное время суток (поздний осенний вечер) ничего не видать - оранжевая там цель или зеленая.
Несомненно, в погоне за коммерческой выгодой, шведская авиакомпания отдавала себе отчет о следующих рисках в связи с выполнением рейсов по данному маршруту:
1. Полеты выполнялись в темное время суток.
2. Кратчайший маршрут Абердин-Стокгольм-Абердин проходит через район усиленного патрулирования Люфтваффе в проливе Скагеррак.

И с временем варианты были (утро-день), и с маршрутом. Например, пересечение береговой линии Норвегии. Длинней, зато безопасней. 
« Последнее редактирование: 10 Декабрь 2012, 18:59:15 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #7 : 09 Декабрь 2012, 23:22:31 »
Такое впечатление, что немцам было просто удобней "пасти" именно этот коридор.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #8 : 09 Декабрь 2012, 23:34:33 »
Уважаемый Роман Михайлович!
Существовало аж 6 вариантом маршрута Швеция - Шотландия - Швеция, но кратчайший из них шёл именно через Скагеррак. Одновременно со шведами по нему летали и англичане: естественно, без немецкого "разрешения", гораздо более активно (чаще), чем шведы, и на тех же "дакотах" (как они "именовали "дугласы").
Вы абсолютно правы насчёт времени полёта и видимости воздушной цели, которую поэтому легко было принять за "британца". Но атаковал-то её ночной истребитель, имевший, в частности, специальное осветительное оборудование - "фары" (поисковые прожектора) - для применения как раз в таких случаях. Не за что не поверю, что за всё время погони/атаки/обстрела он не разу не включил этот свет! Но... война есть война, и погоня на ней за победами/наградами есть всегда...
А вообще у меня уже много собралось документов по той же авиакомпании "АВА" периода Второй Мировой, осталось только... сесть, да написать :) А там будет много интересного: например, про постоянные попытки шведов наладить с нами прерванное в июне 1941-го воздушного сообщение своими машинами, в том числе - через воюющую с СССР Финляндию! Война, конечно, войной, но бизнес - это бизнес, и он - важнее всего!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
 
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #9 : 09 Декабрь 2012, 23:43:11 »
Уважаемый Константин Борисович! Заинтриговали. А ведь интересная выйдет работа! А если взять гражданское авиасообщение Европы во Второй Мировой как таковое... то ууух! Мне почему-то сразу вспоминается рейс из Швейцарии в Иран в фильме "Тегеран-43". А ведь Потругалия и Испания тоже не воевали...
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #10 : 09 Декабрь 2012, 23:45:55 »
Чуть не забыл про "фары"! Наверняка ответ на этот вопрос есть в показаниях выживших. Вряд ли такое забудешь даже после первоначального шока - все-таки 10 минут преследования.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #11 : 10 Декабрь 2012, 00:24:10 »
Уважаемый Роман Михайлович!
За всё авиасообщение Европы в войну точно не возьмусь - хотя бы потому, что языки как минимум всех "нейтралов" знать надо...
А насчёт шведских данных по катастрофе "Грипена" - их весьма мало... Вообще, в Швеции тема их страны в период Второй Мировой войны освещается, на мой взгляд, весьма своеобразно - поднимается какой-то один вопрос и начинает раздуваться (типа судьбы экипажа "Бенгта Стуре", например). А в целом...
Да и гордится то им тем периодом особенно не за что: официально - нейтральное государство, а нейтралитет свой сами же нарушали постоянно, вроде бы не воевали - а потери несли как гражданские, так и военные (одна катастрофа 3 эсминцев под Стокгольмом чего стоит!), дружили со всеми, с кем возможно и когда возможно... Один мой хороший знакомый - историк шведского происхождения - в частной беседе прямо сказал, что поведение Швеции в той войне - это "поведение проститутки" (прямая цитата). С другой стороны, зато независимость сохранили и боевых действий на своей территории не имели... Большая политика, однако...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Guardsman

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 720
  • Никита Романович Романов
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #12 : 10 Декабрь 2012, 10:26:01 »
Спасибо, уважаемый Константин Борисович! Весьма  интересно  и познавательно!
Записан
C  уважением, Никита  Романов

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #13 : 10 Декабрь 2012, 18:29:47 »
Уважаемый Константин Борисович!
Позвольте высказать некоторые соображения, подтверждающие Вашу гипотезу о том, что немецкий летчик все-таки использовал средства освещения. Причем, есть некоторые основания квалифицировать его действия как убийство, совершенное с особым цинизмом.
Аргументы следующие:
1. Пилот Люфтваффе вел цель и пытался атаковать ее около 10 минут с момента своего обнаружения экипажем "Грифа".
2. Нет никаких сведений, что фюзеляж был изрешечен пушкой либо крупнокалиберными пулеметами.
3. Нет никаких сведений, что кто-либо из экипажа или пассажиров погиб или был ранен до удара "Дакоты" о скалы.
4. Есть сведения о прицельном попадании в двигатель и возникшем вследствие этого пожаре.

Так что же помогло немецкому пилоту прицелиться, если не "фары"?
Как версия: немец поздно обнаружил ошибку, добивать не стал.
В любом случае, "Грипен", абсолютно беззащитная цель, НЕ БЫЛ УНИЧТОЖЕН В ВОЗДУХЕ, хотя к тому имелись все предпосылки. Более того - ПОЧТИ ДОТЯНУЛ. 
« Последнее редактирование: 10 Декабрь 2012, 19:02:07 от Nick-69 »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #14 : 10 Декабрь 2012, 20:47:18 »
Уважаемый Роман Михайлович!
Не могу в целом не согласиться с Вами, хотя, конечно, не хватает подробных шведских данных расследования катастрофы и обследования остатков самолёта... Равно, как и расследования этого эпизода с немецкой стороны... Всё-таки для меня, как для автора этого материала, главный акцент в нём был на гибели на борту "Грипена" именно наших соотечественников - советских граждан.
Пилот "юнкерса"-"ночника" был опытным лётчиком, имеющим на своём боевом счету 5 побед (включая "Грипен"). Стрельбой по моторам он умело вывел из строя сначала один, а затем второй из них. Но в конце концов он не стал добивать "оранжевый" самолёт - хотя бы элеметарно зайдя сверху и расстреляв пилотскую кабину "дугласа" (100% результативное решение в данной ситуации).
На мой взгляд, это связано с тем, что "юнкерс" сначала наводили с земли на "Грипена" как на "недиентифицированную воздушную цель" с помощью стационарной РЛС, размещённой на датской территории, а затем он "самонаводился" с помощью своей собственной, самолётной РЛС, и уже только найдя цель, включил "фары". О последнем, кстати, свидетельствует и сообщение бортмеха "Грипена", который упоминал об обнаружившим их самолёте (то есть шведы "юнкерс" тоже видели - а как его обнаружить ночью, как не по свету "фар"?). Дальше - охотничий азарт Шпайделя и только потом - понимание, что расстреливает он "что-то не то" и отказ от "добивания подранка"... Всё это ничуть не снижает его вины, как реального военного преступника.
"Грипену" же просто не повезло - полностью вышли из строя оба мотора и - явно - управление рулями. В противном случае самолёт можно было бы спасти...
Аналогичный случай: март 1942-го, такой же невооружённый "дуглас", но голландской авиакомпании "КЛМ" на перелёте с Явы в Австралию. Атака при дневном свете группы (!) японских "Зеро", повреждение самолёта их огнём с жертвами в салоне... Но за штурвалом "летучего голландца" сидел русский ас Первой Мировой войны, который не только увёл (!) повреждённую машину от превосходящего противнирка, но и спас её, груз и большинство пассажиров, посадив свой "дуглас" на воду у самого австралийского берега. Конечно, здесь было и везение, которого не было у экипажа и пассажиров "Грипена"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #15 : 10 Декабрь 2012, 21:08:45 »
Уважаемый Константин Борисович!
Еще раз большое спасибо за подробнейшие ответы на вопросы.
Записан

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 830
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #16 : 17 Июль 2013, 14:08:37 »
Уважаемые коллеги, Константин Борисович,
получил на днях очень важное письмо, строки из которого привожу ниже:

...Уважаемый Роман Александрович!
Меня зовут Умнышкова Анна Алексеевна. Мне попалась публикация К.Б.Стрелецкого «Гибель шведского «Грифа» от 13.12.2012 г., в которой рассказано о гибели семей сотрудников миссии СССР в Швеции в 1943 г. ...

Дело в том, что в статье указано, что «пока так и не удалось установить», кто был помощником военно-морского атташе Тарадина А.Т., у которого также погибла семья. А это был мой папа, капитан 1 ранга (в дальнейшем) УМНЫШКОВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, (1910-1986),  в катастрофе погибла его первая семья: жена Умнышкова Зинаида Яковлевна (1914 г.р.) (в девичестве Никитина) и дети Евгений 4г.11мес. и Ольга 3г.5мес.

Папа закончил Высшее Военно-Морское училище им. Фрунзе, служил при Народном Комиссариате Военно-Морского Флота. С сентября 1942 г. по сентябрь 1944 г.  был в Швеции в должности секретаря военно-морского атташе при миссии СССР в Стокгольме.
После войны служил в различных должностях в Министерстве обороны. Награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Красного знамени, медалью «За боевые заслуги» и др.

У меня хранятся вырезки из шведских газет об этой трагедии, а также фотографии.
Конечно хотелось бы, чтобы эти уточнения были отражены в статье, если это возможно.
Спасибо большое за публикацию и низкий поклон всем, кто принимал участие в расследовании...
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 830
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #17 : 18 Июль 2013, 16:57:12 »
 УМНЫШКОВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, (1910-1986)

Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 12 952
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #18 : 16 Август 2013, 00:28:31 »
Уважаемый Роман!
Благодарю вас за новое участие в этой теме!
Электронное письмо аналогичного содержания полчил от А.А.Умнышковой и я, и с помощью сообщённых ей данных мой материал обязательно будет откорректирован и дополнен.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 830
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Гибель шведского "Грифа"
« Reply #19 : 16 Август 2013, 13:55:53 »
Уважаемый Константин Борисович, с возвращением.
Надеюсь, что ваш отпуск удался.
Напомните пожалуйста мне, получили ли вы копию письма уважаемой А.А.Умнышковой с
подборкой семейных фотографий?
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »