Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: РАкВА. АНЧУТИН Николай Константинович  (Прочитано 2221 раз)

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 910
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
АНЧУТИН Николай Константинович.
Родился в 1896 (отец, Анчутин Константин Константинович, дворянин, полковник царской армии; мать Анчутина Анастасия Сергеевна). В 1915 — окончил 1-й кадетский корпус, в 1916 — ускоренные офицерские курсы, служил летчиком-наблюдателем в 17-м корпусном авиаотряде в чине прапорщика, в ноябре отправлен в Гатчинскую офицерскую авиашколу, в феврале 1917 — в Англию, где прошел курс высшей школы пилотажа, в августе вернулся в Россию. Работал приемщиком управления ВВС на Русско-Балтийском авиазаводе, с 1922 — работал инструктором бомбометания в школе воздушной стрельбы в Серпухове. С 1925 — после демобилизации работал в проектных институтах и на заводах Ленинграда. Женат на Ольге Павловне Анчутиной. В марте 1935 — выслан с женой в Челкар Актюбинской области на 5 лет, в декабре 1936 — находился там же.
Алфавитный указатель жителей Петрограда на 1917 год. Компакт-диск.
ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1305. С. 100-103; Д. 1479. С. 136-143; Д. 1507. С. 107.
http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/An.html

Сестра:
АНЧУТИНА Нина Константиновна.
Родилась в 1898 в Новочеркасске (отец, Анчутин Константин, дворянин, генерал русской императорской армии, в 1911 — скончался). Получила среднее образование, работала лаборанткой, затем старшим лаборантом в Институте гигиены труда; автор двух научных работ. 11 марта 1935 — выслана из Ленинграда в Иргиз Актюбинской области на 5 лет, весной 1936 — высылка была заменена на ограничение проживания на тот же срок (-15). Поселилась в Калинине.

Очень похоже, что знак на груди Анчутина:

Знак Пажеского корпуса для воспитанников представляет собой Мальтийский крест, наложенный на черный щиток. На щитке, между концами креста, в верхней половине — вензеля Александра I и Николая II , в нижней — юбилейные даты: 1802;1902. Диаметр — 41 мм. Белый металл.
http://vadimus58.livejournal.com/59899.html

Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 910
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Еще об Анчутине:
http://www.google.co.uk/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CFwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fpkk.memo.ru%2Fpage%25202%2Fofic%2Fpkka%2F1935-1937%2Fanchut.doc&ei=t2XST8pGhJH7BquupY8E&usg=AFQjCNGUJ_7fESmLd-aEi1emjhRQd2GP3Q&sig2=_NyZ1TBo606jJY1U-EbshA


АНЧУТИН Н. К. — в НКВД

АНЧУТИН Николай Константинович, родился в 1896 в Санкт-Петерберге. Получил среднее военное образование и высшее авиационное. С 1917 — восемь лет проработал в Военно-Воздушных Силах, с 1925 — в проектных институтах и на заводах Ленинграда. В марте 1935 — выслан с женой в Челкар на 5 лет .
В июле 1936 — обратился с заявлением в НКВД.

<13 июля 1936>

«В  И Н С П Е К Ц И Ю  Н К В Д

 от АНЧУТИНА Николая Константиновича,
 проживавшего в г<ороде> Ленинграде,
 Вас<ильевский> Остров, 5 линия, д<ом>
 № 20, кв.1, ныне проживающий в г<ороде>
 Челкаре Актюбинской обл<асти> Казахской
 АССР по Набережной ул<ице>, д<ом> № 36

З А Я В Л Е Н И Е

В ночь на 12 марта 1935 года я был арестован и после опроса и трехдневного заключения был освобожден, а 17 марта с меня было взято обязательство за № 1979 о выезде из Ленинграда с женой Ольгой Павловной в г<ород> Иргиз, Казахской АССР. Основанием к принятию в отношении меня столь тяжкой административной меры, по-видимому, как усматривается из моего опроса, по содержанию чисто анкетного характера, послужило лишь мое социальное происхождение и бытность мою в 1916 и 1917 годах офицером старой армии.
Учитывая то обстоятельство, что никакого обвинения мне предъявлено не было и что за все время моей работы в Красной Армии, а затем на гражданской службе, я никогда не подвергался никаким репрессиям, полагаю, что моя высылка является неправильной, а потому прошу распоряжения о пересмотре моего дела.
В подтверждение и разъяснения обстоятельств моего дела, представляю при сем краткую автобиографию и прохождение моей службы.
Родился я в 1896 г<оду>. Отец мой из безземельных дворян, свыше 40 лет работал в военно-учебном ведомстве, начиная с преподавателя математики и кончая помощником Нач<альни>ка военно-учебных заведений в чине генерала. За всю свою жизнь отец никаких общественно-административных постов не занимал. Мать моя из бедной швейцарской семьи, по окончании образования в Швейцарии приехала в Россию учительницей французского языка. Познакомившись с отцом по педагогической работе, вышла за него замуж и после замужества вела домашнее хозяйство.
Отец умер в 1911 году, мать в 1928 году.
Образование я получил в первом кадетском корпусе, который окончил в 1916 году. По окончании ускоренных офицерских курсов в 1916 году был произведен в прапорщики по инженерным войскам. Возбудив ходатайство о переводе в авиацию, был назначен летчиком-наблюдателем в 17 корпусный авиаотряд. В ноябре 1916 г<ода> был командирован в Гатчинскую офицерскую авиашколу, из которой в феврале 1917 г<ода> командирован для совершенствования в Англию, где и прошел курс высшей школы пилотажа. Из-за границы вернулся в Петербург в августе 1917 г<ода>.
Октябрьская революция застала меня на должности приемщика Управления Военно-Воздушных сил, на Русско-Балтийском авиационном заводе в г<ороде> Ленинграде. При общем саботаже и прекращении работ управления, я, совместно с заводским комитетом завода, принял горячее участие в достройке изготовляемых заводом воздушных кораблей типа "Илья Муромец". К моменту наступления немцев на Ленинград в начале 1918 года, завод собрал 5 воздушных кораблей и сформировал отряд для защиты Красной Столицы. Это, пожалуй, был первый авиационный отряд в истории обороны Ленинграда, а также в истории Красной Гвардии. Летчиками в этом отряде были т<оварищ> АЛЕХНОВИЧ и я.
В апреле 1918 г<ода> отряд перешел в состав, сформированной Коллегией по управлению Воздушным Флотом Северной группы воздушных кораблей "Илья Муромец" РККА. Возбудив ходатайство о переводе меня в сформированную группу, я добровольно, на основании моего рапорта, был назначен помощником Командира 1-го воздушного корабля (см<отреть> приказ по  Упр<авлению> Возд<ушного> Флота № 24, п<ункт> № 4 от 11/V-18 г<ода> г<ород> Москва).   
В состав вышеназванной группы, переименованной в дальнейшем в дивизион воздушных кораблей, я провел всю компанию гражданской войны до 1922 года, когда дивизион, за изношенностью материальной части, был расформирован. По расформировании дивизиона, я был назначен инструктором бомбометания в формируемую школу воздушной стрельбы и бомбометания в г<ород> Серпухов.
Руководя в школе практическим бомбометанием, мною обучено около 300 красных военных летчиков. Изобретена зажигательная бомба (заявочное свидетельство № 121/77201) и взрыватель с замедлителем (заявочное свидетельство № 154/77554), написан конспект по материальной части бомбометания, переделаны трофейные английские прицелы и бомбодержатели под русские бомбы и пр<очее>.
Из школы в феврале 1925 г<ода> переведен в г<ород> Москву, в Отдельный тренировочный отряд тяжелой авиации. Демобилизован в мае 1925 года.
После демобилизации и до 1935 года работал в Ленинграде на разных заводах и <в> проектировочных институтах, на должностях техника, зав<едующего> Отделом рационализации (зав<од> им<ени> Макса Гельца), инженера и ст<аршего> инженера Гипровато<транса> и Гипроавтотранса. Ударником был с 1930 г<ода>.
За время гражданской службы мною были также предложены 2 изобретения оборонного значения. На гражданской службе по общественной работе имел следующие нагрузки: член бюро И<нженерно>-Т<ехнического> С<остава>, секретарь бюро ИТС, член бюро ОСОАвиахима, член бюро ячейки изобретателей, руководитель физкультурных кружков и т<ак> д<алее>.
Из моей автобиографии видно, что с первых дней Революции я безоговорочно остался на стороне Советов и честно проработал 18 лет, из коих 8 лет в Красном воздушном флоте, вполне выявив и создав за эти 18 лет своей сознательной жизни свое социальное лицо.
Преследование же меня за социальное происхождение, на основании разъяснения тов<арища> Сталина на съезде комбайнеров, что "Сын за отца не отвечает", отпадает само собой.
Указанная моя работа с первых дней Октябрьской Революции позволяет мне думать, что исключается возможность причислить меня к чуждому элементу, и я уверен, что пересмотр моего дела снимет с меня незаслуженную высылку и даст мне возможность честно продолжать работать в прежних условиях.
Уверенность моя зиждется на абсолютно чистой совести по отношению к партии и Советской власти, с одной стороны, и на неоднократных указаниях тов<арища> Сталина и ряда статей и речей в центральной "Правде" членов Политбюро и Правительства и завершающая смысл всего этого — Сталинская Конституция.
Я могу расценивать свою высылку только как печальное недоразумение и готов опровергнуть любое обвинение или подозрение.
С нетерпением жду пересмотра моего дела и снятия с меня высылки.

13/VII – 36 г<ода>.               Н. Анчутин.

Мой адрес: г<ород> Челгар, Актюбинской области, Набережная ул<ица>, дом № 36» .
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 910
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW




Анчутин Николай Константинович родился 17.01.1895 г. (по другим данным год рождения 1896) в Санкт-Петербурге, русский. Проживал по улице Инженерная дом 7. Отец Николая – Анчутин Константин Константинович был из безземельных дворянин. Более 40 лет он служил в военно-учебном ведомстве, начинав преподавателем математики, и завершил карьеру генералом в должности помощника начальника военно-учебных заведений (умер в 1911 г.). Мать – Анчутина Анастасия Сергеевна была из бедной швейцарской семьи, получив образование в Швейцарии, приехала в Россию, где работала учительницей французского языка. После замужества вела домашнее хозяйство (умерла в 1928 г.).
В 1915 г. Николай окончил 1-й Московский кадетский корпус, в 1916 – ускоренные офицерские курсы, и был произведен в прапорщики по инженерным войскам. По личной просьбе его перевели в авиацию, где он служил летчиком-наблюдателем в 17-м корпусном авиаотряде. В ноябре 1916 г. был направлен в Гатчинскую офицерскую авиашколу, откуда в феврале 1917 г. его командируют в Англию. 10 июня 1917 г. в Военной школе в Тетфорде Николай Анчутин получил свидетельство на право пилотирования «Морис-Фарман-Биплан», после чего прошел курс высшей школы пилотажа. Во время учебы в Англии выполнял обязанности командира 4-й учебной группы русских кадетов. В английских документах Анчутин значился лейтенантом, что соответствовало российскому чину «подпоручик». В августе того же года Николай вернулся в Россию.
Октябрьская революция застала Н.К. Анчутина на Русско-Балтийском авиационном заводе в Петрограде в должности приемщика Управления Военно-Воздушных сил. Несмотря на общую дезорганизацию в работе Управления, он принял активное участие в достройке воздушных кораблей «Илья Муромец». К моменту наступления немцев на Ленинград в начале 1918 года, завод собрал 5 воздушных кораблей и сформировал отряд для защиты Петрограда. Летчиками в этом отряде были Олехнович и Анчутин.
В апреле 1918 г. отряд перешел в состав сформированной Северной группы воздушных кораблей «Илья Муромец» Красной Армии. По личной просьбе Анчутин был назначен помощником командира 1-го воздушного корабля (приказ по Упр. Возд. Флота № 24, п. 4 от 11.05.18 г.). В дивизионе воздушных кораблей он прошел всю Гражданскую войны до 1922 года.
По расформировании дивизиона был назначен инструктором бомбометания в созданную школу воздушной стрельбы и бомбометания в г. Серпухов. Руководя в школе практическим бомбометанием, Анчутин подготовил около 300 красных военных летчиков. Им была изобретена зажигательная бомба (заявочное свидетельство № 121/77201) и взрыватель с замедлителем (заявочное свидетельство № 154/77554), написан конспект по материальной части бомбометания, переделаны трофейные английские прицелы и бомбодержатели под русские бомбы.
В феврале 1925 г. он был переведен в Москву, в Отдельный тренировочный отряд тяжелой авиации, но уже в мае того же года демобилизовался и до 1935 г. работал в Ленинграде на разных заводах, проектных институтах, на должностях техника, заведующего отделом рационализации (завод им. Макса Гельца), инженера и старшего инженера Гипроавтотранса, с 1930 г. был ударником труда. За время гражданской службы им были предложены еще два изобретения оборонного значения. Активно вел общественную работу – был членом бюро инженерно-технического состава (ИТС), секретарем бюро ИТС, членом бюро Осоавиахима, членом бюро ячейки изобретателей, руководителем физкультурных кружков.
В середине 20-х годов Анчутин женился. Супруга – Ольга Павловна Анчутина. В марте 1935 г. вместе с ней был выслан сроком на 5 лет в Челкар Актюбинской области. Известно, что в декабре 1936 г. находился там же. «Я могу расценивать свою высылку только как печальное недоразумение и готов опровергнуть любое обвинение или подозрение» - писал в Инспекцию НКВД Н.К. Анчутин. В Челгаре семья проживала по адресу: Набережная улица, дом № 36. Дальнейшую судьбу бывшего пилота установить не удалось. Также была выслана сестра Николая Анчутина.
Анчутина считал своим «большим приятелем» М.М. Громов, он писал в своих мемуарах: «В нём было много обаяния, простоты, но в то же время он был донельзя безалаберным и бесшабашным».

Источники:
1. National Archives. Visit of Russian Officers and men to England for training in Aeroplane duties. AIR 2/10.
2. Алфавитный указатель жителей Петрограда, Гатчины, Колпина, Красного Села, Ораниенбаума, Павловска, Петергофа, Сестрорецка и Царского Села на 1917 год. Петербургский генеалогический портал, 2005. Издательство ВИРД, 2005.
3. ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1305. С. 100-103; Д. 1479. С. 136-143; Д. 1507. С. 107.
4. Громов, М.М. На земле и в небе. – Жуковский: Изд-во « Печатный двор», 1999. – 304 с.
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »