Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Бой на станции ДРОКИЯ... - Исторический рассказ  (Прочитано 3805 раз)

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
   Исторический  рассказ           (рабочий материал)   

                     Бой на станции ДРОКИЯ...


   Сегодня, мы жители города Дрокия, будем отмечать, 72 -ю годовщину освобождения г. Дрокия от немецко-фашистских захватчиков. По правде говоря, пока нет точной даты освобождения города, возможно (а я уверен) что где то в военных архивах в документах 2-го Украинского Фронта(УФ) есть точная дата где докладывается, что боями освобождено станция (ст.) Дрокия. Но пока доступ к таковым документам у меня ограничен.
Исходя из информации той что я смог собрать, а это документы-оперсводки и боевые донесения (Б-д), карты и наградные листы(Н-л), свидетельские показания ветеранов то я пришел к выводу что 23 марта 1944г. можно считать днем освобождения города от немецко-фашистских оккупантов.
По данным боевых действий, и если смотреть на картах 2 УФ в ходе проведения Уманской – Ботошанской стратегической операции, то четко видим что после прорыва ,,голубой линии,, (фронта по р. Днестр) противоборствующая сторона сумела укрепиться на вторую линию обороны. Таким образом на карте боевых действий 2 УФ линия фронта к 18-22 марта 1944, пролегала в 2-3 км от ст. Дрокия. и тянулась от северной части с. Баронча Ноуэ, в сторону г. Дрокия за нынешней объездной дорогой далее в сторону с. Шурий Ной.
На этом участке фронта наступал 857-ой Стрелковый Полк(Сп) 294-ой Стрелковой Дивизии(Сд) 73-го Стрелкового Корпуса(Ск) 52-ой Армии(А) 2-гоУФ. Перед ними стояли в обороне смешанные подразделения 8-ой немецкой Армии, которые в ходе прорыва фронта войсками 2 УФ были отрезаны от своих главных сил. Но на ст. Дрокия, главная противоборствующая сила были румынские кавалеристы, 12-го Кавалерийского Полка - Кэлэрашь - (Regimentul 12 Călăraşi din garnizoana Roman) штаб который находиться в селе Цариград.
Исходя из данных Н-л. видно, что уже 21 марта бойцы 857Сп предприняли первые атаки по взятии ст. Дрокия, но сумели лишь укрепиться на окраине города. В этом бою отличились бойцы 2-ой Стрелковой роты (Ср.) под командованием Мл. л-нта Гущина Н.Ф.  и 1-я минометная рота, под командованием ст. сержанта Мельников И.Ф. которые 21-22 марта 1944г. дважды отразили контратаки румынских кавалеристов (до 300 коников) и до батальона немецкой пехоты. Сам мл. л-нт Гущин со своей ротой отразил контратаки 2 эскадронов кавалеристов. Противник в этих двух контратак потерял до 100 солдат и офицеров убитыми и 120 человек попало в плен, и взяты большие трофеи.
Особое внимание уделялась в прямом смысле ст. Дрокия,  так как здесь на платформах и в вагонах стояло множество боеприпасов, техники и прочего военного трофея, которая ждала эвакуацию в г. Бельцы.
Раннего утра 23 марта, бойцы 2 –й Ср. мл. л-та Гущина вели бои за взятии самой станции Дрокия, а также по удержании нового рубежа, и отбивали очередные контратаки 12 Кавполка. Противник силою до батальона смешанной пехоты (немецких и румынских солдат,) и два эскадрона кавалерии, 25 марта предпринял двух контр атак, по взятии ст. Дрокия. Контратаки успеха не имели, они  успешно были подавлены, бойцами 1-ой стрелковой роты, под командованием ст. л-нта Ермакова Н.Е. Последняя контратака на ст. Дрокия была предпринята кавалеристами со стороны долины ,,Валя Цариградулуй,, в направлении ,,Валя Вией,,, это место где сегодня комсомольское озеро, парк и кирпичный завод. В долине ,,Валя Вией,, среди кустов виноградников стояла ст. р-та  мл. л-на Гущина, которая успешно отразила эти контратаки. Известно, что уже 24 марта 1944г. ст. Дрокия была под контролем войсковых подразделений 857 Сп. Во время предпринятых контратак 21-25 марта  12-й Кавполк потерял большое количество личного состава, убитыми 150 чел. и попало в плен около 500 чел. Это и привело к тому что 25 марта 1944г. во время освобождения соседнего с. Цариград, 12 КавПолк был полностью разбит, и больше он на территории Молдавии не формировался.
В ходе боев за ст. Дрокия в бою не погибло не одного солдата РККА, но было много раненых, часть из них от тяжелых ран скончались позже в тыловых госпиталях, и были похоронены соответственно по месту расположения госпиталя.
За смелость и мужество в боях за ст. Дрокия и уничтожение 12 Кавполка, было присвоено к награде множество солдат и офицеров, среди которого было присвоено звание Героя Советского Союза мл. лейтенанту Гущину Николаю Федоровичу.

Автор:  Роман Гуцу – командир Поисковой Патриотической Группы ,,GLORIA,, 
г. Дрокия. 2015
Записан
Я помню, я горжусь ...

Александр Новиченко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 836
Из ЖБД 857 сп 294 сд.






Из ЖБД 294 сд.

Записан

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Уважаемый Александр Новиченко! Большое спасибо за эти документы, они у меня нет, и хотелось бы узнать где их можно скачать? В память Народа у меня не получается ничего скачать, подскажите где и как…
Хотя информацией которую я владею не сходиться с информацией из этих документов. Но тем ни менее такие документы мне интересны и очень необходимы, так как пытаюсь воссоздать картину событий по 41 и 44гг, все что происходило на ст. Дрокия.
Могу точно сказать что 22 марта на ст. Дрокия стояли еще в обороне румынские кавалеристы, (это из свидетельских показаний) разведгруппа л-нт Гуданова погибла с 24 по 25марта под с. Цариград, в том числе и л-нт Фомин. Под Цариград убито 12 человек двум из них дали звание ГСС посмертно. Но еще до этого 21 марта в этот район сперва появилась разведка в группе которой и погибло в бою два разведчика.
А по данным наградных листов видно что еще 25 марта красноармейцы отражали контратаки на ст. Дрокия, а часть из них этого числа погибли в боях за с. Цариград. (с. Цариград практически вошел в нынешний г. Дрокия, а тогда находился в 2-3км от ст. Дрокия.) А по одной из оперативной карты 857Сп линия обороны 18-22 марта пролегала в 2-3км  до ст. Дрокия. У меня еще есть рассказ ст. л-нт командира 4 эскадрона румынского 12 Кавполка, он пишет что все это происходило 24 марта. Также есть письмо ГСС Мрошниченко, друга л-та Гуданова, который пишет что Гуданова убили 25 марта, и похоронили они его возле церкви с. Цариград.
В этом же бою был тяжело ранен еще один красноармеец, который оставили на излечении в сельской больнице, который скончался от ран 30 марта.
Из Сообщения Сов. информбюро, пишешься цитирую: ,,Из оперативных сводок 2-го Украинского фронта 386, 385 и 388 за 21, 23 и 24 марта 1944 г.
"Южнее г. Могилевск-Подольск наши войска продолжая вести успешные бои по расширению плацдармов на правом берегу Днестра, овладели районным центром Молдавской ССР Атаки, а также с боями... - Арионешты, Высока, Котово, Мындык, Дрокия, Шурели, Кетросы, Згурица и перерезали железную дорогу Бельцы - Черновцы. Южнее г. Могилевск-Подольск наши войска продолжая развивать наступление на правом берегу Днестра, овладели районными центрами Молдавской ССР г. Рышканы, Тырново, Вертюжаны, а также с боями заняли более 40 других населенных пунктов... овладели... районным центром Молдавской ССР Флорешты, а также с боями заняли более 50 других населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты Окница, Быроново, Чернолевка, Корбул, Цауль, Михайлены, Пеления, Куболта, Фрумушика, Гвоздово, Кашерница и железнодорожные станции София, Петрены, Пеления. Наши войска вплотную подошли к г. Бельцы и завязали бои на его окраинах ".
В данном случае Дрокия, это скорее всего село Дрокия (в Дрокиевском р-не есть два н.п. это город (районного подчинения) Дрокия и село Дрокия,), село как раз и находиться между с. Мындык и Шурели, Кетросу… Здесь не пишется ни слово за районный центр Дрокия, или ст. Дрокия, как это указано у других н.п. Кроме того в архиве сельской церкви с. Дрокия, есть запись что 20 марта был убит мужчина от взрыва бомбы, подобные записи есть в с. Цариград, где указывается что погибло несколько гражданских в результате артобстрела. Число 24-25 марта 1944г.
Вот такая картина зарисовалась
Записан
Я помню, я горжусь ...

Александр Новиченко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 836
Послал личное сообщение.
Записан

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Большое спасибо за сылку! В правде говоря я и раньше этой сылкой пользовался, но у меня почему то очень тормозит или вообще не выдает результаты поиска… видно причина в моем браузере или компе или что я так не делаю. Я много раз пытался искать доки но в результате ответ – 0…
Записан
Я помню, я горжусь ...

Александр Новиченко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 836
Я могу Вам переслать нужные листы документов на эл. почту. Напишите по датам и соединениям что Вам надо и адрес своей эл. почты.
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 648
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Уважаемый Сергей Сергеевич!(начкар) Вы не представляйте какой подарок для меня выложенная Вами часть карты!!! Огромное и Большое Вам спасибо!!! Вы можете мне ее выслать целиком этот лист? На электронку –gloriamd@yandex.ru  и попутно хотелось получить и другие карты, связанные с Уманско Ботошанской о-ции, именно территория Молдавии, но кроме тех что очень доступны и представляют собой больше обще показательные ходы боя. У меня есть карта где более мене отличается от обще показательных, но далеко не такая топографическая!!! Еще раз спасибо!!!
Записан
Я помню, я горжусь ...

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 648
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Если не ошибаюсь, то эта карта - https://pamyatnaroda.mil.ru/dou/?docID=100303046
Записан

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Ув. Александр Новиченко, большое спасибо за предложенную Вами помощь, конечно я был бы рад получить эти документы если для Вас это не представляет трудности. Высылайте мне все доки с 18(19) по 27(28) марта 1944г. соединения 294Сд – 857Сп, вот примерно те которые указанные на выше выложенную карту. Меня очень интересует все что имеет исторический интерес, не просто как информация, но и как документ, так как я давно пытаюсь не только воссоздать ход войны 1941-1944гг. в нашем крае, но и создаю музей Боевой Славы 176Сд – 2Мк (1941) и 294Сд – 857Сп(1944) так как эти дивизии и корпус защищали и вели бои на Дрокиевском рубеже в 1941 и освобождали в марте 1944г. У нас в городе на Мемориале Воинской Славы похоронены 25 солдат и офицеров двое из них Герои Советского Союза (посмертно) Многие документы, в том числе и карты я печатаю на цветном принтере, немного состариваю, и выкладываю как музейный экспонат. Высылайте  на электронку –gloriamd@yandex.ru  За ранее спасибо!!!
Записан
Я помню, я горжусь ...

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Сергей Сергеевич, я не могу сказать та или не та карта, так как ну не хочет в Память Народа открываться карты, а иногда и доки, карты бывает только на половину открываются и  зависает и все! По этому я прошу если есть возможность выслать на электронку. За ранее спасибо!
Записан
Я помню, я горжусь ...

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Вопросы по КАРТЕ

Этим весной и летом я проводил поиски в районах боевых действий обозначены на отчетной карте (см. фото карты выше) и появилось множество неясностей и соответственно и вопросов. По этому прошу помощи специалистов и знатоков по картам.
Так как карта у меня не открывается целиком (мне не видны края, особенно интересует верхний и нижний) то естественно мне не известно масштаб этой карты, и условные знаки что обозначают цвета раскраски войск. Надпись в правом углу, кто составил карту и статус карты а также что обозначает цветные линии (фронты – положения войск) мне понятно все это читается. Возможно, карта так и выставлена на сайте без краев, и дополнительных знаков обозначения? У кого то она открывается по другому?
 Теперь вопросы:
-   Раскраска войск на карте. По моим знаниям и уже по имеющим другим картам, то принято брать за Синий цвет – немецкие войска, Зеленый цвет – румынские войска, ну и соответственно красный – РККА. Соответствуют цвету раскраски войска на этой карте?
-   Круги нарисованные черным карандашом, без каких либо дополнительных подписей и знаков, что это обозначает? В данном случае больше интересует круг рядом с с. Дрокия.
-   Подчеркнутая надпись синим цветом – 800па 5кд, это обозначает 800-й Полк артиллерии 5-ой КавДивизии? Или нет? И что обозначает синий круг перечеркнутый в крест перед ним? Это кольцо – котел? То сеть этот полк попал в кольцо и полностью был уничтожен?
-   Зеленый большой круг с стрелками вовнутрь - 31 Сд, что захватывает сел Цариград и Окюл Алб. Что это обозначает – линия обороны, сплошные траншеи, окопы, или это образное обозначение на карте?
-   ,,Флаги,, зеленый 73Ск и красный 52А, это обозначает что в село Цариград стоял штаб 73Ск и в с. Кетросу штаб 52А?
-   Зеленая стрелка 31 Сд от реки Куболта в сторону с. Цариград – это обозначает что по этой дорогой прошли моторизированные (танки?) части 31Сд?
-   Красная линия (фронтовая) перед желез. дорогой и самой ст. Дрокия, это обозначает сплошные траншеи – окопы или образное обозначение на карте?
-   Могли советские военные ошибиться с датами положения войск при составлении этой карты?
-   И каков масштаб этой карты, кто знает?
Прошу Вашего совета! За ранее благодарю!
Записан
Я помню, я горжусь ...

Владимир-Архивариус

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 130
Добрый вечер.
Не в тему, но в местность.
Дрокия, Куболта, Мындык ...
В детстве был в Мындыке в пионерлагере. Места - СУПЕР!
Записан
С уважением.
Владимир-Архивариус.

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
ОГО! А как Вы в этих местах оказались?
Да место историческое… Помните фамильный склеп? Усадьбу помещика, в каких годах это было? Случайно фото этих мест того времени у Вас нет? Вилла Мындык, это тоже часть моей жизни! Я с 1994г вплотную взялся по восстановлению этого парка, но к сожалению… палки а точнее бревна в колеса!
Записан
Я помню, я горжусь ...

Владимир-Архивариус

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 130
Увы.
Фотографии могли сохраниться только из Радойского леса. Это по другую сторону от Бельц.
Мындык. Это класс пятый-седьмой, год, следовательно 1967-1969.
В памяти остался огромный темный подвал, где прятались, когда играли в военные игры.
Записан
С уважением.
Владимир-Архивариус.

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Да жалко что нет фото, особенно этих годов, в то время здания еще хорошо сохранили свой первоначальный облик, да и сам парк тоже. Подвал самый большой это наверное под самой здании усадьбы. Их три подвала. А про водяную мельницу в углу парка выше озер что то помните?
Записан
Я помню, я горжусь ...

Владимир-Архивариус

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 130
Мельницу не помню, нас не сильно пускали к воде. Но как пацанов удержать! И плавали втихую, и рыбу ловили.
Записан
С уважением.
Владимир-Архивариус.

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 648
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Это отчетная карта штаба 52-й Армии за период с 20.03 по 31.03.1944

"Залил" сюда - https://wdfiles.ru/hk8Y
Записан

Roman Gutu

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 148
Сергей Сергеевич спасибо за карту. Но у меня эта карта в таком виде и размере уже есть, я имел виду карта что у меня и ту что вы ,,залили,,  вчера, одинаковы без верней и нижней части, где обычно пишут масштаб, и год издания и прочее. По этому хотел узнать подробности что указал в вопросах выше.
Записан
Я помню, я горжусь ...

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 648
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Карта - "километровка", масштаб 1:100000. Насчет года пока затрудняюсь сказать, другие отчетные карты различных годов издания.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »